История паровых автомобилей в России.Часть I

Всем привет, с вами канал PRO Технику! Сегодня я подробно рассмотрю историю парового автомобилестроения в Российской империи! Приятного просмотра!

Первые идеи создания «самодвижущегося экипажа», не использующего тягловую силу лошадей и быков, возникли в далёком XVIII веке. Они быстро распространились по всему миру, взбудоражив сердца и умы сотен людей.

История паровых автомобилей в России.Часть I

На бескрайних просторах Российской империи тоже нашлись люди, которые всерьёз заинтересовались этой темой. Нельзя точно сказать, кто из русских умельцев первым изобрёл прототип самодвижущегося экипажа, ведь с тех пор прошло очень много времени. Нам лишь известно, что в 1752 году в Санкт-Петербурге крестьянин механик-самоучка Леонтий Лукьянович Шамшуренков собрал и продемонстрировал перед широкой публикой "самобеглую коляску", которая очень понравилась императрице Елизавете Петровне. Самобеглая коляска Шамшуренкова управлялась двумя водителями, которые должны были вращать ворот, запускающий привод и приводящий в действие колёса. Коляска могла одновременно увезти двоих пассажиров, которые размещались в отдельно отгороженном отсеке. Экипаж двигался со скоростью 15 км/ч. К сожалению, гениальное устройство отдали придворным для развлечений.

В 1791 году знаменитый мастер-самоучка Иван Петрович Кулибин разработал собственный самодвижущийся экипаж. Это изобретение получило название "Самокатка Кулибина". Двигалась она посредством попеременного нажатия на педали человеком. В экипаж помещалось двое пассажиров, которые без труда могли комфортно разместиться в мягких креслах.

История паровых автомобилей в России.Часть I

В "Самокатке Кулибина" использовались детали и узлы, присутствующие на современных автомобилях: коробка передач, сцепление, маховик, тормоза и подшипники качения. Человек, нажимающий на педали, мог отдыхать на ходу, ведь благодаря маховику и сцеплению, экипаж некоторое время мог ехать по инерции. Самодвижущаяся коляска могла разгоняться до 16 км/ч. Несмотря на такую высокую по тем временам скорость, коляска двигалась довольно плавно.

Изобретение парового двигателя.

В XIX веке с изобретением паровой машины возникли новые идеи четырёхколёсного транспорта для перевозки людей и грузов. И снова русские изобретатели не остались в стороне, поддержав новое направление своими разработками.

Так, в сентябре 1830 года был разработан проект первого российского парового автомобиля. Изобретателем этого транспортного средства стал талантливый столичный лафетных дел мастер Казимир Янкевич.

История паровых автомобилей в России.Часть I

Сам конструктор планировал, что его изобретение поможет наладить регулярные пассажирские и грузовые перевозки между крупными городами империи.

Интересное: История компании TESLA.

На тот момент это являлось первостепенной задачей, в следствие ускоренного развития предпринимательства и усиления торговых и экономических связей между регионами огромной страны.

В 1863 году русский изобретатель Авксентий Врадий разработал паровой самоход повышенной проходимости, получивший название "Паровоз для езды по обыкновенным дорогам". Этот агрегат имел все четыре ведущих колеса и его можно назвать прототипом современных полноприводных автомобилей. Однако было ли налажено производство таких самоходов, к сожалению, неизвестно.

В 1873 году на Мальцевском заводе в Калужской губернии специалисты завода изучили конструкцию английского колёсного тягача фирмы "Эвелин-Портер" и создали свою более усовершенствованную модель машины. Мощность двигателя этого «русского англичанина» составляла 10 л.с., и приспособлен он был для топки дровами, а не углём. Всего было построено семь таких машин, которые были способны везти до десяти платформ с грузом 16 тонн. Скорость гружёного тягача составляла 6 км/ч, а пустого — 8 км/ч.

История паровых автомобилей в России.Часть I

Переход на новые лошадки.

Изобретение паровой машины изменило ход истории человечества, открыв всему миру новые возможности. Отныне залог успеха и процветания государства зависел от того насколько современной и технически оснащённой являлась его промышленность. Процесс индустриализации в западноевропейских странах и США с каждым днём всё более набирал обороты. Значение паровой машины в это время невозможно переоценить. Паровой двигатель упростил производство товаров, добычу и переработку сырья, выработку электроэнергии. Паровой двигатель с лёгкостью мог бы стать двигателем и транспортного прогресса. К большому сожалению этого не произошло, ввиду того, что правящие круги, знать, сановники, предприниматели и банкиры XIX века не видели дальнейших перспектив развития паровых автомобилей, считая разработки Кюньо, Кулибина, Тревитика и многих других изобретателей бессмысленным, да к тому же ещё и весьма затратным занятием, ведь собрать даже один экземпляр стоило немалых денег. А про создание отдельной автоиндустрии вообще можно и не говорить. Богачи не хотели вкладывать деньги в развитие автомобилестроения − уж слишком размытым им казался конечный итог. Поэтому автомобили на паровой тяге собирались «в домашних условиях», на деньги самих конструкторов, нередко, на последние деньги. Общество не поддержало прогрессивные идеи своих талантливых современников, которые зачастую умирали в нищете, позабытые всеми.

Помимо всего прочего у паровых автомобилей появился сильный конкурент в лице бензиновых. Тяжелые и громоздкие паровые установки не давали возможности построить простую и компактную машину. Необходимо было создать мощный, быстроходный и легкий двигатель. Таким источником мощности стал двигатель внутреннего сгорания, или ДВС.

Продолжение следует...

Спасибо, что дочитали до конца!

Интересное еще здесь: Обзоры.

История паровых автомобилей в России.Часть I.