Porsche 959: технологический прорыв 80-х, опередивший своё время

Рождение легенды: дебют и производство

Впервые мир увидел этот автомобиль на Франкфуртском автосалоне в 1983 году. Уже спустя два года, в 1985-м, для состоятельных покупателей стала доступна серийная версия Porsche 959. В то время компания Porsche по праву считала эту модель своим главным технологическим достижением и предметом особой гордости, создав машину, которая на десятилетия опередила своё время.

Аэродинамичный дизайн от Луиджи Колани

Внешний облик купе Porsche 959 был создан знаменитым дизайнером Луиджи Колани, который позже участвовал в разработке экстерьера Chevrolet Corvette. Работая над немецким купе, Колани столкнулся со строгими техническими ограничениями от инженеров, но это не помешало ему создать агрессивный, запоминающийся и эстетически совершенный силуэт.

Автомобиль получил исключительно обтекаемый кузов, лишённый острых углов и выступающих элементов. Помимо массивного переднего бампера с большим воздухозаборником и крупного антикрыла сзади, кузов имеет множество боковых вентиляционных отверстий для эффективного охлаждения двигателя. Коэффициент аэродинамического сопротивления (Cx) составлял всего 0.31 — выдающийся показатель даже по современным меркам.

Функциональный, но знакомый салон

Интерьер Porsche 959 купе не стал революционным с точки зрения дизайна. Покупатели отмечали его сходство с салоном модели 911 Turbo: те же кресла, обитые тканью, и классическое четырёхспицевое рулевое колесо. На приборной панели доминирует крупный тахометр со шкалой до 8000 об/мин, а справа от него расположен спидометр, градуированный до 340 км/ч. Подробнее об особенностях интерьера можно узнать из специального видео.

Сердце машины: инновационный оппозитный двигатель

Немецкий спортивный автомобиль оснащался оппозитным 6-цилиндровым двигателем объёмом 2.85 литра (уменьшенным для соответствия требованиям FIA), который выдавал 450 лошадиных сил и 530 Н·м крутящего момента. Главной инновацией стала система из двух последовательных турбин вместо традиционных одинарных или сдвоенных.

Интересное: Обзор Porsche 718 GTS.

Ключевое преимущество такой схемы — использование малой турбины на низких оборотах для мгновенного отклика и устранения турбоямы, и большой — на высоких оборотах для максимальной мощности. Это обеспечивало невероятно линейную и предсказуемую тягу. Принцип работы детально разобран в тематическом видео.

Революционная полноприводная трансмиссия PSK

В 1980-е годы концепция полного привода ассоциировалась в основном с системой Audi Quattro. Однако Porsche 959 представил миру совершенно новую технологию — систему Porsche-Steuer Kupplung (PSK). Эта электронно-управляемая муфта позволяла динамически распределять крутящий момент между осями в зависимости от условий сцепления: до 80% могло идти на задние колёса, а при необходимости система переходила на распределение 50:50. Уникальной особенностью был селектор с четырьмя предустановленными режимами: «Сухо», «Мокро», «Снег» и фиксированный режим 50:50.

Продвинутая адаптивная подвеска

Шасси Porsche 959 также было технологическим чудом. Автомобиль использовал восемь амортизаторов, попарно связанных гидравлически, что позволило отказаться от традиционных стабилизаторов поперечной устойчивости. Эта активная гидропневматическая подвеска позволяла водителю регулировать дорожный просвет и жёсткость демпфирования. Было доступно три настройки высоты, а на высокой скорости автомобиль автоматически прижимался к дороге для улучшения аэродинамики и устойчивости.

Заключение: бесспорный лидер эпохи

Учитывая все перечисленные инновации — от аэродинамики и двигателя с последовательным турбонаддувом до революционной полноприводной трансмиссии и адаптивной подвески — Porsche 959 по праву можно назвать самым технологически продвинутым автомобилем 1980-х годов. Его наследие ощущается в современных высокотехнологичных суперкарах. О других интересных исторических связях марки Porsche, в том числе с автомобилями ВАЗ, можно узнать из специального видео.

Интересное еще здесь: Обзоры.

Какой самый технологичный авто 80-хх годов? Ответ - Porsche 959. Почему? Узнаете в статье.