Каждый двигатель внутреннего сгорания проектируется для работы на топливе с конкретным октановым числом (ОЧ), которое определяет его детонационную стойкость. В большинстве стран мира стандартным и самым распространенным топливом является бензин с ОЧ 95, под него и настраиваются современные силовые агрегаты. Однако в России по-прежнему популярен более доступный АИ-92. Многие автопроизводители, поставляя автомобили на наш рынок, проводят их адаптацию под этот вид топлива.
Возникает вопрос: создают ли для России особые двигатели? Ответ отрицательный. Адаптация заключается в установке электронного блока управления (ЭБУ) со специальным программным обеспечением. Эта прошивка позволяет двигателю работать на низкооктановом топливе, предотвращая детонацию путем корректировки угла опережения зажигания и ограничения подачи воздуха через дроссельную заслонку.
№1. Главный ориентир – инструкция по эксплуатации
Первое, на что стоит обратить внимание, – рекомендации завода-изготовителя. Большинство современных автопроизводителей указывают в качестве основного топлива АИ-95 и выше. Некоторые более лояльные бренды допускают использование и АИ-92. Например, для Lada Vesta оптимальным считается АИ-95. При использовании 92-го бензина можно заметить незначительное снижение динамики разгона и увеличение расхода топлива. Заливка же АИ-98, как правило, не дает ощутимой прибавки в мощности, но приводит к лишним тратам. Разумным выглядит подход, который применяет Volvo: основной бензин – АИ-95, в условиях экстремальной жары для дополнительной защиты от детонации рекомендуется АИ-98, а АИ-92 допустим в крайних случаях.
№2. Повысится ли мощность при заправке 95-м вместо 92-го?
Важно понимать, что высокое октановое число не означает высокой энергетической ценности топлива. Мощность и отзывчивость двигателя зависят в первую очередь от его конструкции: степени сжатия, системы газораспределения, настроек впрыска и зажигания.
Интересное: Какое авто можно купить за 300тыс руб?.
№3. Гарантийные последствия использования АИ-92 вместо АИ-95
Хотя разница в октановом числе между 92-м и 95-м бензином невелика, она может стать решающей для гарантийного обслуживания. Если в гарантийный период возникнут неполадки с двигателем, рассчитанным на АИ-95, дилерский сервис в первую очередь проведет анализ топлива в баке. Обнаружение неразрешенного АИ-92 почти наверняка станет основанием для отказа в бесплатном гарантийном ремонте.
№4. Экономия: миф или реальность?
Использование рекомендованного высокооктанового топлива (АИ-95) обычно обеспечивает более оптимальный режим работы двигателя, что может привести к небольшому снижению расхода. Особенно это заметно при движении по трассе – на одном баке можно проехать на 10-20 км больше. В городском цикле с частыми остановками эта разница практически нивелируется. Более ощутима экономия за счет разницы в цене на заправке: при полном баке она может составить 100-200 рублей, что в процентном соотношении равно примерно 5–7%. Для многих автовладельцев это весомый аргумент в пользу АИ-92, если он допущен производителем.
№5. Риск заправки некачественным («бодяжным») топливом
Существует распространенное мнение, что высокооктановый бензин чаще разбавляют или фальсифицируют. На сегодняшний день все топливо, продаваемое на АЗС, должно соответствовать стандарту «Евро-5». По данным независимых экспертиз, случаи откровенно некачественного бензина на сетевых заправках стали редкостью. Главное правило – избегать подозрительных АЗС с аномально низкими ценами. Именно там риск залить «паленое» топливо, опасное для двигателя, максимально высок.
№6. Так ли необходим исключительно АИ-98?
В последнее время на многих заправках активно продвигается бензин АИ-98, позиционируемый как топливо с улучшенными моющими свойствами и максимальной защитой от детонации. Безусловно, для высокофорсированных двигателей спортивных автомобилей или турбированных моторов он предпочтителен. Однако для большинства рядовых автомобилей, которым производитель рекомендует АИ-95, переход на 98-й бензин экономически неоправдан. Это подтверждает простой вывод: не стоит заливать АИ-92 в автомобили, для которых прописан АИ-95, но и переплачивать за АИ-98 без явной необходимости тоже не нужно.
Интересное еще здесь: Обзоры.
Можно лить 92 вместо 95? - ответ тут.

