Когда мой друг Дима узнал, что я собираюсь взять с собой полную экипировку для тест-драйва, он рассмеялся и дал совсем другие рекомендации: телогрейку в катышках, кирзачи и никакого шлема! Для аутентичности, по его словам, не помешало бы быть ещё и слегка поддатым.
Так началось моё знакомство с легендарным Ижом — мотоциклом, который стал для меня машиной времени, переносящей в эпоху СССР. Этот конкретный экземпляр, Иж Планета-4, был моим ровесником, 1987 года выпуска.
За плечами у меня опыт вождения многих современных байков, но советская мототехника оставалась для меня терра инкогнита. Благодаря Диме, это был не просто тест-драйв, а настоящее мини-приключение, полное открытий.
Путешествие в прошлое: детство без гаджетов
Иж мгновенно перенёс меня в то время, когда детство наших отцов и дедов проходило не за экранами смартфонов, а в гаражах и на деревенских улицах. Представьте: пацаны, собравшись вместе, с толкача заводят такой же мотоцикл. Почему не с помощью кикстартера? Ответ прост — сил не хватало! Отдача от стартера была настолько мощной, что даже взрослые мужчины после неудачных попыток могли хромать. В интернете до сих пор гуляют фотографии с народными лайфхаками, например, с кирпичом, привязанным к сапогу для более безопасного и эффективного запуска.
Мой экземпляр, к счастью, завёлся на холодную без особых проблем — хватило пары-тройки рывков.
Интересное: Тест-драйв новой Mazda CX-9.
Ощущения от вождения: работа, а не кайф
И вот я в пути... Первое, что поражает, — невероятная тяжесть управления. Это не шутка: чтобы управлять таким мотоциклом, нужна хорошая физическая подготовка. Добавьте к этому коляску: на ухабистой полевой дороге у меня постоянно было ощущение, что я вот-вот перевернусь. Ощущения, мягко говоря, непривычные и очень яркие.
Об удовольствии от вождения в современном понимании этого слова говорить не приходится. Всё вокруг вибрирует и грохочет, управление грубое и требует значительных усилий. Ехать на Иже — значит физически работать. Результатом моего приключения стали мозоли на руках и фиксирующая повязка на голеностопе (тот самый «кикстартовый» сустав) на следующее утро.
Ностальгия как главная ценность
Как гласит старая поговорка, лучше плохо ехать, чем хорошо идти. В СССР такие мотоциклы были предметом мечтаний и гордости. Однако у советских людей не было возможности сравнить их с тем уровнем комфорта, качества и технологий, который был доступен за «железным занавесом».
Лично я безгранично рад, что мой первый мотоцикл был японским. Но теперь я прекрасно понимаю, почему у многих до сих пор горят глаза при словах «Ява», «Днепр», «Минск», «Урал» или «Иж». Это не просто железо. Это — воспоминания. Тёплые, живые воспоминания о детстве, юности, друзьях и первых свободах.
За каждым таким байком кроется богатая история. У таких мотоциклов есть харизма, есть душа!
Интересное еще здесь: Обзоры.
Прошла эпоха... И слава богу. Тест-драйв Иж Планета-4.