ЗИС-115: бронированный лимузин Сталина — история создания, особенности и современная цена

Иосиф Виссарионович Сталин — одна из самых противоречивых фигур в истории. Его эпоха до сих пор вызывает споры: одни осуждают методы правления, другие указывают на промышленный рост и победу в войне. Но бесспорно одно — безопасность вождя в военные годы была вопросом государственной важности.

В 1943 году, по личному распоряжению Сталина, началась разработка специального автомобиля для высшего руководства страны. Уже в 1944-м появился первый прототип с лёгким бронированием. Окончательная версия, получившая индекс ЗИС-115, была выпущена в 1945 году на Заводе имени Сталина. Позже, в 1950-х годах, подобные машины стали отправлять лидерам дружественных СССР государств.

Интересное: Увидел, что сосед поднимает дворники на ночь зимой - рассказываю, почему так делать не стоит.

Габариты и вес автомобиля впечатляли: длина — около 6 метров, ширина — почти 2 метра. Изначальная масса составляла 4,6 тонны, но после доработок её удалось снизить на 400 кг.

Уровень защиты и уникальные решения

Каждая дверь лимузина весила около 250 кг, а стёкла имели толщину 75 мм. Корпус был защищён танковой бронёй, что делало автомобиль практически неуязвимым для стрелкового оружия того времени и даже могло спасти от взрыва гранаты под колёсами. Инженерной особенностью ЗИС-115 стала одна из первых в СССР систем переключения передач, расположенная за рулевым колесом.

Интерьер и комфорт

Салон был разделён на зоны: передние сиденья обтянуты кожей, а задний диван — мягкой тканью, напоминающей бархат. Для управления тяжёлыми стёклами (каждое массой 30 кг) использовался пневмодомкрат. Между рядами сидений располагался откидной стул — предположительно, для переводчика или секретаря.

Особенности эксплуатации

Несмотря на броню, в кортеже Сталина всегда присутствовал автомобиль-таран, готовый убрать любую преграду с пути. Сам же ЗИС-115 из-за огромного веса и скромной по меркам того времени мощности двигателя разгонялся лишь до 18 км/ч, что создавало определённые трудности для сопровождения и манёвров.

Сегодня легендарный лимузин можно увидеть в музее. Его оценочная стоимость достигает 270 миллионов рублей. Там же выставлены автомобили других членов политбюро, созданные по аналогичному проекту, но стоящие дешевле — видимо, из-за менее высокого статуса первых владельцев.

А как вы относитесь к фигуре Сталина и его соратникам? Были ли в вашей семье те, кто столкнулся с репрессиями той эпохи? Делитесь мнениями в комментариях.

P.S. Критические замечания и дискуссия приветствуются.

Интересное еще здесь: Обзоры.

Легендарный "ЗИС-115", на чём ездил Сталин и сколько это стоит..