Всем привет! Наверное каждый при упоминании советских или современных отечественных автомобилей, задумывался о том, что означают цифры в названии той или иной модели. Эта статья как раз об этом. Поехали..
С 1945 по 1966 год
Первоначально для каждого завода выделялся числовой диапазон. Название модели образовывалось исходя из завода изготовителя и числа. На момент образования системы распределили числа от 1 до 999.
Диапазон с 1 по 99 достался ГАЗ. Оттуда и пошли всем известные модели ГАЗ-21, ГАЗ-24, ГАЗ-69 и множество других. Следующие цифры от 100 до 199 достались ЗИЛу, думаю большинству также известны такие модели как ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Числа с 200 по 299 принадлежали КРАЗу, к примеру очень распространен был КРАЗ-256.
УРАЛ использовал диапазон с 350 по 399. Далее еще наиболее известные и широко распространенные "Москвич" и УАЗ. Для Москвича был выделен 400-449, всем нам знакома к примеру модель Москвич-412. Кроме Москвича этот диапазон использовался и для марки ИЖ. Что касается УАЗ'а , первоначальное название к примеру у "буханки" было УАЗ-452.
Далее. Днепропетровский автозавод (ДАЗ) - завод существовавший до 1951 года, автомобиль-амфибия который не так сильно распространен. Использовали диапазон с 485 до 499. Следующие цифры принадлежали продукции автозавода МАЗ, к примеру 500-я серия грузовиков, в своё время была очень распространена наверное в каждом городе всего СССР. С 550 по 599 номера, принадлежат Мытищинскому машиностроительному заводу. Завод изготавливал самосвалы на базе ЗИЛа.
Идём далее. Кутаисский автозавод использовал диапазон 600-649, наиболее знакомая на всю страну модель КАЗ-608, также известна под именем "Колхида".
Интересное: Не дорогая, но качественная аудиосистема для авто.
С 650 по 674 изначально принадлежал ГАЗу, но далее перешел в ПАЗу и КАВЗу. Здесь всем знакомый ПАЗ-652. Идём дальше, с 675 по 696 принадлежали ЛИАЗу, в пример можно привести всем известный легендарный ЛИАЗ-677, на нём наверное ездил каждый.Далее, диапазон с 695 по 699 принадлежал еще одному известному советскому автобусу ЛАЗ. ЛАЗ-695 был очень распространен на территории страны, возможно даже сейчас можно встретить рабочий экземпляр. Следующий диапазон с 700 по 899 принадлежал ЕрАЗу. Также кроме них использовался и для обозначения моделей прицепов. С 940 по 949 принадлежал Тартускому авторемонтному заводу.
И последние в нашем списке это ЗАЗ и РАФ. Первым принадлежал диапазон с 965 по 974, а рижская автобусная фабрика же использовала диапазон с 975 по 999.
Не смотря на классификацию, могли быть и исключения.
Современная классификация
В 1966 году после появления ОН 025270-66, для каждого автомобиля вместо числового обозначения, стали присваивать индексы. Индекс присваивался исходя из рабочего объема двигателя, типа ТС и прочих параметров. Кроме этого, индекс стал присваиваться и для прицепов.
Легковой автомобиль
Первая цифра в индексе присваивалась исходя из рабочего объема двигателя. Также автомобили разделялись на классы от особо малого до высшего.
Вторая цифра указывает на тип (вид) автомобиля:
1 - легковой автомобиль;
2 - автобус;
3 - грузовой автомобиль (общего назначения);
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - цистерна;
7 - фургон;
8 - резерв;
9 - специальный автомобиль.
Остальные цифры в индексе обозначают номер и модификацию модели.
Для удобства индекс стоит расшифровывать со второй цифры.
Грузовые и автобусы
В индексе грузовых автомобилей за основу взята полная масса автомобиля.
Вторая цифра указывает на тип (вид) автомобиля. Список типов у нас рассмотрен выше.
В случае с автобусами, индекс присваивается исходя из длины в метрах.
Из рассмотренного материала, следует что в индексе автомобиля в основном используется 4-5 цифр. Но возможны варианты когда может использоваться и больше.
ОН 025270-66 не носит обязательного характера для автопроизводителей, поэтому известны случаи когда модель автомобиля не соответствовала данным таблицам. К примеру, Лада Калина первого поколения в кузове седан, имела индекс 1118. Но при этом объем двигателя превышает 1,2 литра, что соответствует таблице цифре 2. Т.е модель должна была называться 2118.
А на этом всё. Благодарю за проявленный интерес! Если понравилось, ставьте «палец вверх». Подписывайтесь в раздел и вас ждёт еще больше интересного из мира автомобилей.
Интересное еще здесь: Обзоры.
Система обозначения индексов моделей для отечественных авто.