Как расшифровать цифры в названиях отечественных автомобилей: от ГАЗ-21 до современной индексации

Многие, услышав названия вроде «ГАЗ-21» или «УАЗ-452», задаются вопросом: что означают эти цифры? На самом деле, за ними скрывается целая система классификации, которая эволюционировала вместе с отечественным автопромом. Давайте разберемся, как она устроена.

Историческая система (1945–1966 гг.)

В послевоенные годы была введена простая и логичная система: каждому автозаводу выделялся свой числовой диапазон в общем пуле от 1 до 999. Название модели складывалось из аббревиатуры завода и порядкового номера в его диапазоне.

Так, легендарный Горьковский автозавод (ГАЗ) получил номера с 1 по 99. Отсюда и пошли знаменитые «Волги» ГАЗ-21 и ГАЗ-24, а также внедорожник ГАЗ-69. Завод имени Лихачёва (ЗИЛ) использовал диапазон 100–199, подарив стране грузовики ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Кременчугский автозавод (КРАЗ) работал с числами 200–299, выпуская, например, самосвал КРАЗ-256.

Другие ключевые производители и их «цифровые вотчины»:

  • УРАЛ: 350–399.
  • Москвич / ИЖ: 400–449 (отсюда Москвич-412).
  • УАЗ: 450–474 (знаменитая «буханка» изначально была УАЗ-452).
  • МАЗ: 500–549 (массовые грузовики 500-й серии).
  • Кутаисский автозавод (КАЗ): 600–649 (грузовик «Колхида» КАЗ-608).
  • ПАЗ и ЛАЗ: 650–699 (автобусы ПАЗ-652 и ЛАЗ-695).
  • ЗАЗ: 965–974.
  • РАФ: 975–999 (рижские микроавтобусы).

Эта система, несмотря на свою стройность, допускала и исключения, но в целом позволяла легко определить производителя по номеру модели.

Современная система индексации (с 1966 года)

В 1966 году был принят отраслевой норматив ОН 025270-66, который заменил привязку к заводу на классификацию по техническим параметрам. Новый индекс, как правило, состоит из четырёх-пяти цифр и несёт конкретную информацию об автомобиле.

Как расшифровать индекс легкового автомобиля

Первая цифра указывает на класс автомобиля, который определяется рабочим объёмом двигателя (литражом):
1 — до 1,2 л (особо малый класс)
2 — от 1,2 до 1,8 л (малый класс)
3 — от 1,8 до 3,5 л (средний класс)
4 — свыше 3,5 л (большой класс)
5 — не регламентируется (высший класс)

Вторая цифра обозначает тип транспортного средства:
1 — легковой автомобиль
2 — автобус
3 — грузовик (бортовой)
4 — седельный тягач
5 — самосвал
6 — цистерна
7 — фургон
8 — резерв
9 — специальное ТС

Третья и четвертая цифры — это порядковый номер модели. Пятая цифра часто указывает на модификацию.

Таким образом, чтобы «прочитать» индекс, удобнее начинать со второй цифры, чтобы понять тип авто, а затем смотреть на первую, определяющую его класс. Например, ВАЗ-2109: вторая цифра «1» — легковой автомобиль, первая цифра «2» — малый класс (объём двигателя 1,2–1,8 л).

Индексация грузовиков и автобусов

Для грузовых автомобилей первая цифра индекса указывает уже не на литраж, а на полную массу транспортного средства (например, 1 — до 1,2 тонн, 2 — от 1,2 до 2 тонн и так далее). Вторая цифра, как и у легковых, обозначает тип (самосвал, фургон и т.д.).

У автобусов первая цифра привязана к длине машины в метрах (1 — до 5 м, 2 — от 6 до 7,5 м, 3 — от 8 до 9,5 м и далее).

Важно отметить, что норматив ОН 025270-66 носит рекомендательный характер. Поэтому иногда встречаются несоответствия. Яркий пример — Lada Kalina в кузове седан (ВАЗ-1118). По нормативам, при её объёме двигателя свыше 1,2 литра первая цифра должна быть «2», но на практике использовалась «1».

Эта система индексации, хоть и не без исключений, стала логичным развитием первоначальной заводской нумерации. Она позволяет не только идентифицировать модель, но и сразу получить ключевую информацию о её характеристиках, продолжая традицию «говорящих» цифр в названиях отечественных автомобилей.