Украинский вездеход ATLAS: проверка на прочность в экстремальных условиях

Многие задаются вопросом, почему в наших тестах до сих пор не появлялся знаменитый вездеход Sherp. Причин несколько. Во-первых, не до конца ясна его национальная принадлежность — то ли российский, то ли украинский, а может, и американский. Во-вторых, наш ресурс в первую очередь посвящён автомобилям, а Sherp, как и большинство его аналогов, — это скорее спецтехника, о чём говорят его рычаги управления и бортоповоротная система. Да и для обычных дорог он не приспособлен.

Поэтому мы ждали появления чего-то особенного — машины, которая объединит в себе феноменальную проходимость и простоту управления обычного автомобиля. Такой, чей внешний вид вызывает не умиление, а уважение, и которая способна не только плавать и карабкаться, но и уверенно ехать по асфальту, причём с приличной скоростью.

И наше ожидание оказалось не напрасным. К нам попал украинский вездеход ATLAS. Его ключевые особенности — полноуправляемое шасси, шины сверхнизкого давления, мощный дизельный двигатель, блокировки всех дифференциалов, двенадцатиместный салон и, что важно, привычное управление с помощью руля. Заявленная максимальная скорость по суше — 60 км/ч, а запас хода на одном баке достигает 800 км.

Хочется назвать ATLAS «убийцей SHERP», но есть нюанс. SHERP уже давно серийно производится и известен во всём мире, а ATLAS только начинает этот путь. Пока все его характеристики — лишь слова на бумаге, и наша задача — проверить их на практике.

Лень читать? Смотрите видео-тест украинского вездехода Atlas:

Дизайн и внешний вид

ATLAS выгодно отличается от многих конкурентов тем, что над его обликом работали профессиональные дизайнеры. Им удалось создать выразительный и запоминающийся образ, хотя ради этого пришлось пойти на некоторые компромиссы. Зато появились приятные бонусы — огромное внутреннее пространство и солидная для вездехода колёсная база.

На тесте у нас предсерийный образец, уже прошедший все испытания. Пока в Днепре идёт сборка первой партии, мы имеем уникальную возможность изучить, на что способна эта машина. Конечно, некоторые мелочи (например, отсутствие подножек) напоминают, что перед нами всё ещё прототип.

По длине ATLAS немного короче Toyota Land Cruiser Prado, а по ширине и высоте соответствует габаритам грузовиков. Для сравнения, последнее поколение SHERP короче примерно на полметра.

Управлять этим монстром на дорогах общего пользования можно с правами категории А2 (трактор). Опыт езды на механической коробке передач также будет не лишним.

Уникальная система подкачки колёс

Чтобы упростить посадку, ATLAS можно быстро «присесть», опустив кузов. Это происходит даже быстрее, чем у кроссоверов с пневмоподвеской: достаточно нажать тумблер, и колёса начнут сдуваться. Подкачка осуществляется за счёт давления выхлопных газов двигателя. Максимальное давление для асфальта — всего 0.16 атмосферы, что в 15 раз меньше, чем у легковушки! В таком положении клиренс составляет 58 см, чего хватает практически для любых ситуаций.

Система подкачки сама по себе очень интересна. Все колёса связаны в один контур, что позволяет компенсировать диагональное вывешивание: если одно колесо наезжает на препятствие, оно приспускается, а остальные, наоборот, получают больше давления и приподнимаются.

Для гашения колебаний кузова в ATLAS используются запатентованные демпферы, напоминающие систему KDSS у Toyota, только здесь роль гидроцилиндров выполняют сами колёса.

Самое впечатляющее: даже если проколоть все четыре шины, ATLAS этого не заметит и продолжит движение без потери давления, благодаря непрерывной подкачке выхлопными газами.

Надёжная трансмиссия

В отличие от многих вездеходов, в ATLAS не используются цепные приводы осей. Вместо них — более надёжные зубчатые передачи, как в грузовиках, которые сложнее растянуть или сломать. Интервалы обслуживания также впечатляют: замена масла в двигателе требуется каждые 200 моточасов, в мостах — каждые 400.

Наличие колёсных редукторов ожидаемо — без них такой клиренс получить невозможно. Но здесь они выполняют и вторую важную функцию — снижают нагрузку на трансмиссию, выступая в роли дополнительной внешней понижающей передачи. Это огромный плюс для бездорожья, но как это скажется на поведении в городе?

Поведение в городской среде

Первое, что замечаешь за рулём ATLAS, — панорамный обзор и камеры вместо боковых зеркал. Также радуют отлично настроенные тормоза, гидроусилитель руля и комфортная «подвеска», роль которой, по сути, выполняют сами шины. Хотите сгладить неровности? Просто снизьте в них давление.

Другие вездеходы тоже умеют менять давление, но они не способны поворачивать на скорости. Ездить по городу на ATLAS, особенно поначалу, — занятие не самое простое, но и не вызывающее большого дискомфорта. Вам не придётся останавливаться перед каждым поворотом, как на машинах с бортовой системой поворота.

Что касается динамики, то со светофора вы вряд ли кого-то удивите, разве что перегруженную маршрутку. Но на такой высоте скорость ощущается иначе. Мы замерили разгон до 50 км/ч — он занял 18 секунд. Почему именно до 50? Потому что на тестовом образце стояли редукторы для самого сложного бездорожья, ограничивающие скорость этим значением. Для серийных машин планируется вариант на 60 км/ч, а есть и комплект на 70 км/ч.

Со временем привыкаешь к габаритам, и перемещение по городу, собирая удивлённые взгляды, становится забавным развлечением.

Интересное: Обзор Volkswagen Atlas .

Единственное, что не даёт полностью расслабиться, — мысль о шинах, которые всё же не предназначены для асфальта. Стоимость каждого колеса исчисляется тысячами долларов, а цена самого автомобиля в хорошей комплектации может превышать 100 000 долларов.

Возможности амфибии

Максимальная скорость на воде — 7 км/ч, что позволяет грести даже против течения. Плавучесть обеспечивается в первую очередь колёсами, а компоновка силовой установки под пассажирским отсеком превращает ATLAS в поплавок: даже перевернувшись, он моментально возвращается в правильное положение.

Управление на воде ничем не отличается от сухопутного: куда повернул руль — туда и плывёшь. На всякий случай в моторном отсеке есть автономная помпа для откачки воды, но производитель уверяет, что сальники надёжно защищены от протечек. Так что даже с пустым баком можно долго дрейфовать.

Сердце вездехода: неожиданный двигатель

Какой мотор позволяет машине массой 2.2 тонны перевозить ещё 1.5 тонны груза, карабкаться в гору, плавать и прыгать? Это 1.5-литровый дизель K9K от альянса Renault-Nissan, выдающий 90 л.с. и 220 Нм! Тот самый, что стоит на Nissan Qashqai, Renault Duster и Logan.

Дело не в мощности, а в крутящем моменте. После прохождения через коробку передач, главную пару, дифференциалы Eaton и колёсные редукторы, начальные 220 Нм умножаются в 130 раз. Таким образом, на каждое колесо при заблокированных дифференциалах может приходиться до 7000 Нм крутящего момента.

Почему же тогда Duster так не может? Если поставить на него такие же редукторы, он никогда не разгонится быстрее 60 км/ч, не удержит сцепление с поверхностью на маленьких колёсах и, скорее всего, порвёт полуоси.

Выбор двигателя Renault обусловлен его распространённостью, надёжностью и простотой обслуживания. Его отремонтируют в любой мастерской на любом континенте. К тому же он соответствует нормам Euro 5, что важно для продаж в развитых странах.

Ещё один плюс — экономичность. Производитель заявляет средний расход около 4 литров дизеля в час. При средней скорости 35 км/ч и 100-литровом баке это даёт запас хода более 800 км. Теоретически можно доехать из Киева в Одессу напрямик и вернуться обратно на одном баке. Долго, но невероятно увлекательно!

Покорение болот

Глубокое и вязкое болото — родная стихия для ATLAS. Здесь ему нет равных, в первую очередь благодаря огромным колёсам. Было бы интересно устроить дуэль с SHERP в таких условиях.

С одной стороны, SHERP может выиграть за счёт возможности развернуться на месте, но с другой — его бортоповоротная система в узких и вязких местах может полностью лишить маневренности.

ATLAS же предлагает три режима работы рулевого управления. Можно выбрать, будут ли поворачивать только передние колёса или все четыре. Причём заднюю ось можно настроить на поворот в ту же сторону, что и переднюю, или в противоположную. В итоге радиус разворота составляет всего 6 метров — как у пикапов Toyota Hilux или Mitsubishi L200.

Испытание высшим пилотажем бездорожья

ATLAS — первая машина в наших тестах, для которой мы целенаправленно искали по-настоящему экстремальную локацию, чтобы найти предел его возможностей. Болото, песок и переправа через Днепр оказались для него просто разминкой.

Такой локацией стал заброшенный бетонный завод под Киевом с песчаным рельефом, глубокими котлованами и торчащими корнями. Со всем этим ATLAS, к нашему slight разочарованию, справился легко. Даже в ситуации диагонального вывешивания в узком котловане достаточно было активировать заднюю ось в противофазе, чтобы преодолеть препятствие.

Единственным местом, которое остановило ATLAS, стал чрезмерно крутой песчаный подъём, покрытый сверху льдом. Не имея возможности зацепиться передними колёсами и всё больше зарываясь задними, вездеход упёрся в предел возможностей своего скромного по объёму мотора.

Просторный и функциональный интерьер

Несмотря на то, что это прототип, салон ATLAS полностью готов к использованию. Попасть в него можно через боковую или заднюю дверь с электроприводами. Салон обшит фетром, к потолку приварены массивные ручки-держатели, а стальной каркас безопасности защитит при опрокидывании. Ниша для доступа к двигателю расположена под креслами позади водителя.

Наша версия имеет место водителя, два ряда пассажирских кресел (все с ремнями безопасности) и боковые лавки. При ширине кузова 2.3 метра компоновку можно легко изменить под конкретные нужды: установить роскошные кресла от Mercedes S-Class или обустроить несколько лежачих мест для спасательных операций. В салоне есть кондиционер и автономный дизельный отопитель Webasto.

Водитель наслаждается панорамным обзором. Запаса места над головой хватает с избытком. Единственная небольшая претензия — нерегулируемая рулевая колонка, руль которой хочется потянуть на себя.

Происхождение некоторых органов управления (включая рычаг КПП) от Renault легко угадывается, и это хорошо для доступности запчастей. Перед рулём — цифровая приборная панель с ключевыми показателями (скорость определяется по GPS). Справа — тумблеры управления подкачкой и блокировками дифференциалов, а также манометр. Слева — пульт управления помпой и рычаг сброса давления в шинах.

Заключение: дерзкий и многообещающий

ATLAS можно охарактеризовать как дерзкий, многообещающий и невероятно интересный с инженерной точки зрения вездеход. И что особенно приятно — сделанный в Украине.

Очень хочется, чтобы у этого проекта всё получилось, и серийные ATLAS встали на службу спасателям, пожарным и другим специалистам по всему миру. Наверняка найдутся ценители среди охотников и участников экспедиций, которые оценят его по достоинству. А мы сможем гордиться, что одними из первых протестировали эту уникальную машину ещё в 2021 году.

Обсуждение тест-драйва Хантер

Крайне неудачная модернизация УАЗа-3151. Новшества не согласованы друг с другом. Например: машину утяжелили металлической крышей, а подвеску ослабили. Считаю УАЗ-3151 лучшим внедорожником, а модерниза ... Я человек семейный.Загрузить всех :плюс тещю, взав с собой провизии на неделю, а также лодки гомаки снасти и т д, а также тестя и уехав на рыбалку может не всякая машина!Машиной доволен-полностью! конеч ...

Интересное еще здесь: Обзоры.

ATLAS: я пройду там, где это кажется невозможным. УАЗ Hunter.