Многие автовладельцы сталкиваются с неожиданной разрядкой аккумулятора в летний период, и этому есть научное объяснение. Идеальная температура для минимального саморазряда батареи составляет около 20°C. Отклонения в любую сторону — как в сторону мороза, так и в сторону жары — негативно сказываются на её состоянии. Это не дефект, а естественный физико-химический процесс.
Производители рекомендуют хранить аккумуляторы в условиях, близких к комнатным. Повышение температуры окружающей среды до 30°C приводит к удвоению скорости саморазряда. Если столбик термометра поднимается ещё на 10 градусов, этот процесс ускоряется вновь в два раза. Таким образом, в летний зной под капотом создаются экстремальные условия для источника питания.
Причины саморазряда АКБ в современных автомобилях
Современные машины, даже будучи заглушенными, продолжают потреблять энергию для работы охранных систем, бортовых компьютеров, памяти электронных блоков и других устройств. Высокая температура под капотом, особенно когда автомобиль стоит на солнце, выступает в роли катализатора: она ускоряет электрохимические реакции внутри батареи, многократно усиливая её естественный саморазряд. Даже парковка в тени лишь незначительно замедлит этот процесс, но не остановит его полностью.
Особенно критичной эта ситуация становится при длительном простое, например, во время двухнедельного отпуска. Наиболее эффективным решением в таком случае является снятие аккумулятора и его хранение в прохладном помещении (например, дома). Перед обратной установкой обязательно нужно проверить напряжение мультиметром и при необходимости подзарядить устройство.
Тревожным сигналом является ситуация, когда аккумулятор заметно теряет заряд уже после недели простоя или регулярных коротких поездок. Владельцам автомобилей с системой «старт-стоп», которые преимущественно ездят по городу, стоит быть особенно внимательными: генератор может не успевать восполнять заряд, потраченный на частые запуски двигателя.
Патологические причины разрядки: не только жара
1. Паразитный ток утечки
Помимо естественного саморазряда, к разрядке аккумулятора на стоянке может приводить неисправность электрооборудования. Нормальным считается ток утечки в пределах 50–80 мА (миллиампер). Если этот показатель превышен, значит, какое-то устройство или повреждённая проводка потребляют энергию даже при выключенном зажигании. Для диагностики этой проблемы необходим замер тока утечки, который может провести автоэлектрик.
2. Проблемы с зарядной системой
Аккумулятор может хронически недозаряжаться во время поездки из-за проблем в цепи заряда. Сильно окисленные или повреждённые клеммы, а также корродированные или ненадёжно закреплённые массовые провода (от аккумулятора к кузову и двигателю) создают высокое сопротивление. В результате даже исправный генератор не может передать батарее необходимую энергию в полном объёме.
Практические рекомендации
Чтобы избежать неприятных сюрпризов, особенно в жаркий сезон, рекомендуется:
1. При длительном простое (более 1–2 недель) снимать АКБ и хранить её в прохладном месте.
2. Регулярно проверять напряжение на клеммах. Критическим считается значение ниже 12 Вольт.
3. Контролировать состояние клемм и массовых проводов, очищать их от окислов.
4. Владельцам обслуживаемых аккумуляторов также нужно проверять уровень электролита.
5. При подозрении на быструю разрядку провести диагностику тока утечки и цепи заряда у специалиста.
Интересное: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему.
Ставь лайк, если хоть раз садился аккумулятор летом. Посмотрим сколько нас.
Интересное еще здесь: Обзоры.
Вот почему аккумулятор садится даже летом. Делюсь решениями.
