Как покупали автомобили в СССР: блат, очереди и комиссионки

Современный авторынок предлагает множество вариантов: официальные салоны, трейд-ин, онлайн-площадки вроде Авито или покупка через знакомых. Однако шесть десятилетий назад в СССР приобретение личного автомобиля было настоящим испытанием на прочность, удачу и наличие связей. Наш блог «Автошка» рассказывает, через какие сложности приходилось проходить советским гражданам, чтобы стать владельцем «железного коня».

Советский автомобиль и процесс его покупки

Способ первый: Большой блат

Наиболее эффективным, но и самым дорогим путем к автомобилю были связи, или, как тогда говорили, «большой блат». Для этого требовались знакомства в нужных кругах и щедрые подарки «нужным людям». Даже наличие протекции не гарантировало успех, но значительно повышало шансы. Без блата заполучить новенькую машину из салона было практически нереально.

Способ второй: Многолетнее ожидание в очереди

Тем, кому не посчастливилось обзавестись полезными знакомствами, оставался долгий и тернистый путь официальной очереди. Ждать своей машины приходилось от семи до десяти лет, и это было не самым сложным.

Интересное: Dodge Power Wagon 1999 года указал на будущее экологичных пикапов уже более 20 лет назад.

Право встать в такую очередь часто предоставлялось через предприятие: работникам крупных заводов или фабрик по протекции администрации выдавали заветную квитанцию о постановке на учет.

Прождав годы, человек получал не ключи от машины, а специальную справку. С ней нужно было отстоять еще несколько очередей: сначала для оформления документов, затем в сберкассу для оплаты, и наконец — в один из немногочисленных на всю страну автосалонов. Этот способ был болезненным еще и потому, что на финишной прямой машину мог «перехватить» более удачливый или влиятельный покупатель с тем самым «большим блатом».

Способ третий: Подержанный автомобиль через комиссионку

Третий вариант — покупка автомобиля с пробегом, или, как его иронично называли, «срук» (от слова «рука»). Казалось бы, вот он, выход! Но и здесь советская реальность вносила свои коррективы. Основной канал продажи подержанных авто — государственные комиссионные магазины. И там, как вы уже догадались, тоже существовали свои очереди и списки ожидания, делая этот путь не менее сложным.

Друзья, а вам знакомы эти истории? Возможно, ваши родители или бабушки с дедушками делились воспоминаниями о том, как «доставали» первую машину?

Делитесь историями в комментариях и подписывайтесь на наш блог — впереди еще много интересных материалов об истории автомобилей!

Интересное еще здесь: Обзоры.

Большой бЛат или Как покупали авто 60 лет назад.