Современные автомобильные двигатели оснащены множеством датчиков, и один из них — датчик положения распредвала (ДПРВ). Многим автовладельцам его функция кажется излишне сложной, ведь он, по сути, лишь отслеживает вращение распределительного вала. Однако его роль в работе мотора и экономии топлива крайне важна.
Эволюция системы впрыска: от ДПКВ к ДПРВ
Раньше двигатели обходились только датчиком положения коленчатого вала (ДПКВ). Этого было достаточно для работы, но система впрыска топлива функционировала в так называемом попарно-параллельном режиме. Это означало, что форсунки открывались парами одновременно: в одном цилиндре топливо сгорало в нужный момент, а в другом — впустую, что неизбежно вело к повышенному расходу.
Инженеры нашли решение этой проблеме, добавив датчик распредвала. В связке с ДПКВ он позволил перейти на более точный фазированный (последовательный) впрыск. Теперь блок управления двигателем, получая сигнал от ДПРВ, точно знает, когда поршень в конкретном цилиндре приближается к верхней мертвой точке, и открывает форсунку именно для этого цилиндра. Остальные в этот момент закрыты. Это и стало ключом к снижению расхода топлива.
Признаки и последствия неисправности датчика распредвала
Если ДПРВ выходит из строя, электронный блок обычно переводит двигатель в аварийный режим, возвращаясь к старой схеме — попарно-параллельному впрыску. В этом случае машина, как правило, не заглохнет, но вы сразу заметите возросший аппетит к топливу.
Однако симптомы могут быть и более серьёзными, особенно если сигнал от датчика искажён или пропадает. Стоит насторожиться, если:
- На панели приборов загорается индикатор Check Engine (хотя это происходит не всегда).
- Двигатель начинает работать неровно на холостом ходу.
- Появляются рывки и провалы при разгоне.
- Возникает «троение» — один или несколько цилиндров перестают работать.
- Затрудняется пуск двигателя, вплоть до полной остановки.
Интересное: Как провести качественный тест-драйв и надежно проверить подержанный автомобиль.
Как проверить датчик распредвала: с чего начать
Диагностику стоит начать с визуального осмотра. Проверьте целостность пластикового корпуса датчика и состояние его проводки. Трещины, следы окисления («позеленевшие» контакты) или повреждённая изоляция — явный повод для более детальной проверки. При обнаружении таких дефектов оптимальным решением будет визит к специалисту-диагносту.
Существуют способы проверки датчика мультиметром, измеряя сопротивление или напряжение, но они не всегда дают 100% результат. Наиболее надёжными методами остаются замена на заведомо исправный датчик или компьютерная диагностика, которая позволяет считать коды ошибок и проанализировать сигналы в реальном времени.
Смежные проблемы: когда датчик не виноват
Бывают ситуации, когда сам датчик исправен, но правильный сигнал не формируется. На это есть две основные причины:
- Загрязнение чувствительного элемента. На торце датчика могут скапливаться потёки масла вместе с металлической стружкой или пылью. Этот слой мешает корректному считыванию сигнала с репера (задающего диска) на распредвале.
- Неисправность задающего диска. Если реперный диск имеет люфт на валу, зазор между ним и датчиком будет постоянно меняться. Это приводит к нестабильному или пропадающему сигналу.
#датчик холла #датчик давления #расход топлива #автомашина #ремонт авто своими руками #горит чек #троит двигатель #троит двигатель
Интересное еще здесь: Обзоры.
Датчик распредвала - зачем нужен и как проверить?.
