Что такое лошадиная сила и 15 эффективных способов увеличить мощность двигателя автомобиля

Лошадиная сила — это термин, который постоянно на слуху у автолюбителей. Многие стремятся получить её как можно больше, хотя не всегда понимают суть этого понятия. Если спросить такого энтузиаста, что же это такое, он, скорее всего, ответит, что это то, что заставляет машину ехать быстрее. Но давайте разберёмся в деталях: что же на самом деле представляет собой лошадиная сила и как можно увеличить её количество в двигателе вашего автомобиля?

Лошадиная сила — это единица измерения мощности. Если говорить технически, то одна лошадиная сила — это мощность, необходимая для равномерного вертикального подъёма груза массой 75 килограммов со скоростью один метр в секунду при стандартном ускорении свободного падения.

Откуда же появился этот термин? Всё началось с лошадей и человека по имени Джеймс Уатт. Наблюдая за мельничными лошадьми, которые ходили по кругу и приводили в движение мельничные жернова, он создал паровую машину. Чтобы наглядно объяснить её преимущества, Уатт разработал формулу, основанную на работе, которую выполняла лошадь. По его расчётам, мельничная лошадь могла тянуть груз силой в 200 килограммов по кругу диаметром 7 метров 144 раза в час. Проведя дальнейшие вычисления, он вывел эквивалент работы, выполняемой лошадью, и назвал его «лошадиной силой».

Теперь, когда мы знаем происхождение этой единицы, давайте перейдём к главному вопросу: как же получить больше лошадиных сил от двигателя вашего автомобиля?

Как увеличить мощность двигателя вашего автомобиля

Существует множество способов повысить производительность автомобиля, но для начала важно понять базовый принцип работы двигателя. Упрощённо, двигатель внутреннего сгорания — это большой воздушный насос, в котором происходят контролируемые взрывы топливно-воздушной смеси, толкающие поршни. Следовательно, чтобы увеличить мощность, нужно найти способы пропускать через двигатель больше воздуха и эффективнее его сжигать.

1. Установка системы холодного воздуха

Холодный воздух плотнее тёплого, а значит, в том же объёме содержится больше молекул кислорода. Именно поэтому, например, шины зимой кажутся спущенными — воздух в них становится плотнее. Для двигателя это означает, что с более плотным воздухом в цилиндры попадёт больше кислорода, что позволит сжечь больше топлива и получить больше энергии. Система холодного воздуха забирает воздух из-за пределов подкапотного пространства, где он холоднее. Специальные фильтры увеличивают площадь впуска и снижают сопротивление потоку, обеспечивая стабильную и обильную подачу воздуха.

2. Высокопроизводительный воздушный фильтр

Это один из самых простых и бюджетных способов дать двигателю «глоток свежего воздуха». Замена штатного воздушного фильтра на спортивный вариант с низким сопротивлением позволяет двигателю легче всасывать воздух, что может принести несколько дополнительных лошадиных сил.

3. Производительная выхлопная система

Если впуск отвечает за «вдох», то выпуск — за «выдох». Установка прямоточной выхлопной системы с трубами увеличенного диаметра помогает двигателю быстрее и эффективнее избавляться от отработавших газов. Чем быстрее освобождается цилиндр, тем быстрее в него может поступить новая порция свежей смеси для следующего рабочего такта.

4. Нагнетатель (компрессор)

Один из самых радикальных и эффективных способов — принудительная подача воздуха в цилиндры. Нагнетатель, приводимый ремнём от коленвала двигателя, сжимает воздух, нагнетая его под давлением. Это позволяет сжечь значительно больше топлива и может увеличить мощность на 50% и более. Нагнетатель даёт мгновенный отклик с нажатием на педаль газа и проще в установке, чем турбина.

5. Турбокомпрессор

Турбина, в отличие от механического нагнетателя, использует энергию выхлопных газов. Поток газов раскручивает турбинное колесо, которое через вал вращает компрессорное колесо, нагнетающее воздух во впуск. Это делает систему очень эффективной, но создаёт явление «турбоямы» — задержки отклика при резком нажатии на газ. Современные турбины могут обеспечить прирост мощности на 25-40% и более.

6. Система закиси азота (NOS)

Популярная в гоночных кругах система представляет собой портативный «буст». Закись азота при впрыске в двигатель распадается на азот и кислород, резко увеличивая количество окислителя в камере сгорания и позволяя сжечь огромное количество топлива за короткое время. Это даёт колоссальный, но кратковременный прирост мощности. Комплекты NOS можно переносить между автомобилями.

7. Система впрыска воды

Впрыск мелкодисперсной воды или водометанольной смеси во впускной тракт охлаждает поступающий воздух (повышая его плотность) и саму камеру сгорания. Это особенно полезно в двигателях с турбонаддувом, так как позволяет использовать более высокую степень сжатия и агрессивное зажигание без риска детонации, что в итоге увеличивает мощность.

8. Замена распределительного вала

Распредвал управляет открытием и закрытием впускных и выпускных клапанов. Установка спортивного распредвала с изменённым профилем кулачков позволяет клапанам дольше оставаться открытыми и подниматься выше. Это улучшает наполнение цилиндров свежей смесью и очистку от выхлопных газов на высоких оборотах, увеличивая пиковую мощность. Побочный эффект — более грубый, «спортивный» звук работы двигателя.

9. Чип-тюнинг (перепрошивка ЭБУ)

Электронный блок управления (ЭБУ) — мозг современного автомобиля. Перепрограммирование его ПО позволяет оптимизировать параметры впрыска топлива, угла опережения зажигания и давления наддува (для турбодвигателей). Это может дать ощутимую прибавку в мощности, крутящем моменте и иногда даже в экономичности, без механических вмешательств.

Как не потерять имеющуюся мощность

Не менее важно не растерять ту мощность, которую заложили в автомобиль инженеры. Небрежная эксплуатация может «увести лошадей на пастбище».

10. Используйте качественное топливо

Экономия на бензине — ложная экономия. Низкооктановое или некачественное топливо в современных двигателях приводит к корректировкам угла зажигания ЭБУ в сторону более безопасных, но менее эффективных значений, снижая мощность. В старых моторах это ведёт к детонации и образованию нагара.

11. Своевременно меняйте фильтры

Забитый воздушный фильтр душит двигатель, не давая ему «вдохнуть» полной грудью. Грязный топливный фильтр нарушает подачу бензина. Регулярная замена фильтрующих элементов — залог сохранения заводской производительности.

12. Следите за системой зажигания

Изношенные свечи зажигания с большим зазором или нагаром дают слабую искру или пропуски зажигания. Это напрямую ведёт к потере мощности, увеличению расхода и неустойчивой работе двигателя. Своевременная замена свечей, а также использование более качественных моделей (например, иридиевых) поддержит здоровье мотора.

13. Используйте качественное моторное масло

Масло не только смазывает, но и отводит тепло, очищает и защищает от износа. Хорошее синтетическое масло с правильной вязкостью создаёт меньшее сопротивление движущимся деталям и лучше работает в экстремальных условиях, косвенно способствуя сохранению мощности.

14. Снижайте вес автомобиля

Меньший вес = лучшее соотношение мощности к массе = более резвое ускорение. Удаление ненужного балласта (лишних предметов в багажнике, запасного колеса, задних сидений) — простой и бесплатный способ улучшить динамику. В экстремальном тюнинге идут дальше, заменяя детали кузова на карбоновые или стеклопластиковые.

15. Установка облегчённых колёсных дисков

Колёса — это неподрессоренные массы. Уменьшение их веса (замена штампованных дисков на легкосплавные) снижает инерцию вращения, что положительно сказывается на разгоне, торможении и управляемости. Экономия в 3-5 кг на каждом колесе — это уже существенно для динамики.

Интересное еще здесь: Обзоры.

15 Способов увеличить мощность двигателя Вашего автомобиля.