ГАЗ-34 6х6 1964 года: забытый армейский грузовик с двигателем V8

Содержание

Опытный трехосный грузовик на базе ГАЗ-66

В 1964 году Горьковский автозавод создал экспериментальный трехтонный грузовик ГАЗ-34 с колесной формулой 6х6, используя за основу серийную модель ГАЗ-66. Этот автомобиль разрабатывался специально для армейских нужд — он предназначался для перевозки грузов, буксировки прицепов и артиллерийских систем. Конструкторы стремились предложить военным современную и маневренную машину с улучшенной проходимостью.

История разработки и испытаний

Работы над проектом ГАЗ-34 стартовали в марте 1964 года, параллельно с началом серийного выпуска ГАЗ-66. Уже в том же году был построен первый макетный прототип, а затем два опытных образца с кабинами и бортовыми платформами от предсерийных версий ГАЗ-66. Обе машины сразу отправились на заводские испытания, где успешно преодолели дистанции в 25 и 50 тысяч километров. В 1967 году появились еще три грузовика, оснащенные уже серийными кабинами. Они проходили интенсивные заводские и военные испытания, которые продолжались до конца 1968 года.

Конкурент для ЗИЛ-131: преимущества и недостатки

Фактически ГАЗ-34 создавался как легкая бескапотная альтернатива капотному армейскому грузовику ЗИЛ-131, который в начале 1960-х годов еще только готовился к производству. Военные рассматривали ГАЗ-34 в роли среднего тягача для буксировки орудий и прицепов. Если сравнивать с ЗИЛ-131, то горьковская разработка имела заметные преимущества: её снаряженная масса была меньше на 1,3 тонны, габаритная длина — короче на полметра, а грузовая платформа — длиннее также на 0,5 метра. Однако по мощности двигателя ГАЗ-34 существенно уступал будущему серийному ЗИЛу.

Конструктивные особенности и агрегаты

По многим компонентам ГАЗ-34 был унифицирован с серийным ГАЗ-66А, оснащенным лебедкой. При этом уже с первых прототипов на нем применялась система регулирования давления в шинах, что позже было внедрено на модернизированных ГАЗ-66-02. От базовой модели грузовик унаследовал бензиновый 8-цилиндровый двигатель мощностью 115 л.с., ведущие мосты с односкатными колесами, барабанные тормоза, цельнометаллическую кабину, переднюю лебедку и два топливных бака общей емкостью 210 литров. Увеличение грузоподъемности и полной массы потребовало использования более прочных узлов от грузовиков ЗИЛ. Так, от ЗИЛ-130 было взято однодисковое сцепление, от ЗИЛ-131 — 5-ступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой, а также двухступенчатая раздаточная коробка с отключаемым передним мостом. Привод задних мостов, смонтированных на балансирной подвеске по образцу ЗИЛ-157, выполнялся индивидуально с пятью карданными валами и промежуточной опорой. От ЗИЛ-157 также позаимствовали коробку отбора мощности. К оригинальным разработкам ГАЗ можно отнести удлиненную лонжеронную раму и цельнометаллическую грузовую платформу с колесными нишами. Её внутренняя длина составляла 4100 мм (на 800 мм больше, чем у ГАЗ-66), ширина осталась прежней — 2050 мм. На платформе устанавливались три откидные скамейки на 27 человек, а также тент со смотровыми окнами и вентиляционными клапанами.

Завершение проекта

Всего за несколько лет было построено пять опытных образцов ГАЗ-34. Машина успешно прошла все виды испытаний, демонстрируя хорошие ходовые качества и надежность. Однако интерес военных к этой модели постепенно угас после появления более мощного и тяжелого грузовика ЗИЛ-131, который в итоге и был принят на вооружение. Проект ГАЗ-34 остался экспериментальным, но накопленный опыт был использован при дальнейшей модернизации семейства ГАЗ-66.

Интересное еще здесь: Обзоры.

ГАЗ-34 6Х6 1964 г. с двигателем v8..