Прощание с легендой: почему дизельный Volkswagen Touareg V8 стал последним в великой истории

Это не просто очередной тест Volkswagen Touareg. Мы не будем обсуждать скрипы салона или капризы мультимедиа. Наша история посвящена не столько автомобилю, сколько его сердцу — легендарному дизельному двигателю, который стал символом эпохи и уходит в историю, не успев устареть.

Год назад мы подробно разбирали Audi SQ7 с похожим мотором. Этот материал — логическое продолжение. Мы сосредоточимся на технологиях: потенциале для тюнинга, надежности, различиях между версиями Audi и Volkswagen. И, конечно, ответим на главный вопрос: правда ли, что Touareg V8 — это урезанный, но более доступный SQ7?

Лень читать? Смотрите видео-тест Volkswagen Touareg V8:

Вступление: последний из могикан

Volkswagen Touareg V8, внешне отличающийся лишь скромным шильдиком, является самым мощным дизельным Volkswagen в истории. Его продажи в Европе начались в конце 2019-го, а уже в 2020-м компания объявила о прекращении производства. Под удар попал не только кроссовер, но и сам 4.0-литровый дизель — разработка инженеров Audi.

Причина известна — ужесточение экологических норм. Сделать восьмицилиндровый дизель соответствующим стандартам Euro 6d без потери характеристик стало невероятно сложно и дорого. Концерн VAG сдался, сделав ставку на бензиновые гибриды.

Последнюю партию двигателей разделили между Touareg, Audi SQ7 и SQ8. Небольшие квоты получила и Украина. Audi с дизелем были распроданы в прошлом году, а шансы купить новый Touareg V8 сейчас ничтожно малы. Давайте разберемся, что мы теряем, и почему подержанные SQ7 уже дороже, чем они стоили в салонах.

История: как Audi покорила мир дизелем

Хотя первопроходцами в дизелестроении были другие, именно Audi (в составе концерна VAG) последние 30 лет задавала тон в этой сфере. Отправной точкой стал 1990 год и двигатель TDI (EA381) для Audi 100. Пятицилиндровый 2.5-литровый мотор с турбиной и прямым впрыском показал, что дизель может быть экономичным (7 л/100 км), динамичным (120 л.с.) и современным.

Параллельно с созданием экономичных моторов инженеры Audi начали работу над серией монстров EA898. Именно с ней мы и прощаемся сегодня.

EA898: рождение легенды

Все началось в 2000 году с 3.3-литрового V8 TDI для флагманского Audi A8. Двухтурбинный мотор с системой Common Rail выдавал невероятные для того времени 225 л.с. и 480 Нм.

Во втором поколении объем вырос до 4 литров, ремень ГРМ заменили цепью, а отдача поднялась до 275 л.с. и 650 Нм. A8 стал самым мощным дизельным седаном в мире (2002 г.).

Кульминацией стала версия 4.2 TDI 2005 года. Благодаря пьезоэлектрическим форсункам и другим улучшениям мощность достигла 326 л.с. Впервые дизельный V8 от Audi сравнялся по динамике с бензиновым собратом (разгон до 100 км/ч за 6 секунд). Этот мотор стал эталоном надежности и производился 13 лет.

Позже этот двигатель, в самой мощной версии выдававший 385 л.с. и 850 Нм, ставили на Q7, предыдущий Touareg и даже Porsche Cayenne S. Дизель покорил люкс-класс, доказав, что он не уступает бензиновым моторам ни в динамике, ни в комфорте.

Отдельно стоит вспомнить 5.0-литровый V10 от Volkswagen, который ставился на первый Touareg и Phaeton. По сути, это были два пятицилиндровых мотора в одном блоке. Легендарный ролик, где Touareg тянет Boeing 747, был снят именно с этим двигателем.

Триумф в автоспорте

Вера Audi в дизель была настолько сильна, что в 2006 году они заменили многократного победителя «24 часов Ле-Мана» — бензиновый R8 — на дизельный R10 TDI. Риск оправдался: автомобиль с 660-сильным V12 победил. Ключевую роль сыграла специальная коробка передач, способная выдержать 1100 Нм крутящего момента, и экономичность, позволившая реже заезжать на дозаправку.

На волне успеха появился серийный Q7 V12 TDI — первый и последний в мире дизельный легковой V12 с рекордными 500 л.с. и 1000 Нм. Позже Race Touareg с дизельными моторами одержали ряд побед в ралли «Дакар». Концерн VAG доказывал миру, что дизель может быть лучше бензина.

Дизельгейт: начало конца

Ирония судьбы в том, что концерн, сделавший для популяризации дизеля больше всех, сам же подписал ему приговор. Скандал 2015 года («Дизельгейт») навсегда изменил отношение к этим моторам и привел к беспрецедентному ужесточению экологических норм.

4.0 TDI: вершина эволюции

Несмотря на скандал, работа над новым двигателем, начатая еще в 2000-х, была завершена. В 2016 году мир увидел самый совершенный серийный дизель — 4.0 TDI. Его устанавливали на Audi SQ7, Porsche Panamera 4S, Bentley Bentayga и, наконец, на Volkswagen Touareg.

Главной задачей было не увеличить мощность, а победить главный недостаток дизелей — узкую полку крутящего момента и турбояму. И инженерам это удалось.

Устройство мотора: технологическое чудо

Последний V8 TDI выдает 421 л.с. и 900 Нм. Но его величие — в невероятно широкой полке момента. 900 Нм доступны уже с 1250 об/мин и не отпускают до 3250 об/мин. Ни один конкурентный дизель (даже «четырехтурбинный» BMW M50d) не может с этим сравниться.

Секрет — в революционной системе наддува. Это гибридная схема, сочетающая принципы biturbo и twin-turbo. Две турбины разного размера работают по сложному алгоритму: на низких оборотах активна одна, после 2500 об/мин подключается вторая, и они работают вместе. Переключение между режимами происходит с помощью системы, смещающей кулачки распредвала, что позволяет плавно направлять выхлопные газы к нужной турбине.

В отличие от Audi SQ7, в Touareg нет дополнительного 48-вольтового электрокомпрессора. Его задача — компенсировать турбояму на самых низких оборотах, расширяя полку момента. Однако при старте с двух педалей (launch control) разница в динамике незаметна, так как обороты сразу попадают в зону эффективной работы обеих турбин.

Реальная эксплуатация: мощь и задумчивость

На диностенде Touareg V8 подтвердил и даже превысил заявленные характеристики. Однако в реальной городской езде ощущается программная задержка реакции на педаль газа (последствие борьбы за экологичность) и некоторая инертность на низких оборотах. Резкий старт «с одной педали» может быть менее уверенным, чем у 340-сильного бензинового V6. Настоящая мощь раскрывается после 2000 об/мин, а затем следует феноменально ровный и relentless разгон.

Чип-тюнинг (Stage 1) может поднять отдачу до 500 л.с. и 1000 Нм, но полностью убрать программные задержки не получится.

Трансмиссия: предел прочности

Ограничение момента в 900 Нм, вероятно, связано не только с экологией, но и с коробкой передач. Touareg использует 8-ступенчатый гидротрансформаторный автомат ZF 8HP95, рассчитанный на 1000 Нм. Инженеры, видимо, не захотели работать на пределе его возможностей. Эта коробка, хоть и надежна, в отзывах иногда критикуется за возможные проблемы с мехатроником при перегревах.

Отличия от Audi SQ7: два разных мира

Сравнивать Touareg V8 и Audi SQ7 — ошибка. Это принципиально разные автомобили.

  • Характер: SQ7 — спортивный, агрессивный. Touareg — спокойный, уверенный, трассовый крейсер.
  • Привод: В Audi — активный задний дифференциал, перебрасывающий момент для лучшей поворачиваемости. В Volkswagen — классический самоблок Torsen, надежный, но «скучный», всегда стремящийся к нейтральной поворачиваемости.
  • Настройки: У Touareg более легкий руль, более комфортная подвеска и менее отзывчивые реакции.
  • Интерьер и оснащение: Несмотря на богатую комплектацию, в отделке Touareg больше жесткого пластика, ощущается более аскетичная, «фольксвагеновская» атмосфера по сравнению с аудиовским шиком.

Звук и внешность: скромность как добродетель

Двигатель работает почти бесшумно — виной всему современные системы очистки выхлопа. Никакого рокота, как у старых дизельных V8, здесь нет. Внешне автомобиль также максимально скромен, что некоторые сочтут достоинством, а другие — недостатком для модели за такие деньги.

Вывод: последний титан уходящей эры

Volkswagen Touareg V8 — это не просто быстрый кроссовер. Это памятник инженерной мысли, последний титан великой дизельной эпохи концерна VAG.

Его главная стихия — трасса, где он демонстрирует феноменальную тягу и удивительную экономичность (7.5 л/100 км — реальность). Он не выигрывает у бензинового V6 в резвости с места, но его мощь неисчерпаема под нагрузкой.

Оправдать его высокую цену рациональными аргументами (экономия на топливе) почти невозможно. Его можно оправдать только иррациональной любовью к дизелю, к его неповторимой, тягучей и неспешной мощи. Touareg V8 — автомобиль для ценителей и коннозиров, понимающих, что под его капотом умирает целая легендарная эпоха автомобилестроения.

Обсуждение тест-драйва Touareg

Внедорожник является подарком от родных. Машина отличная, может ездить по дорогам моего родного города, поверьте мне - это нелегко. Очень комфортные сидения, а так же можно будет прокачать в салоне. П ... Моя предыдущая машина - Honda CR-V 3 2012 года 2.4 бенз. О хондах мог сказать только хорошее. Вместительная, достаточно комфортная, мощная, с вменяемым расходом и какой то нереальной надежностью за 16 ...

Интересное еще здесь: Обзоры.

Volkswagen Touareg V8: прощание с великой дизельной историей. Volkswagen Touareg.