Вторая четверть 2020 года стала временем серьезных испытаний для мировой экономики, что не могло не отразиться на сфере логистики. Международные грузоперевозки столкнулись с резким падением спроса из-за снижения покупательской способности населения, массового закрытия розничных точек и остановки производств по всему миру в рамках карантинных мер.
Российские власти предприняли ряд шагов для поддержки транспортно-логистического сектора. Однако восстановление отрасли, как и других сфер бизнеса, напрямую зависит от темпов оживления мировой экономики и возобновления работы заводов и фабрик. Чтобы выжить в этих сложных условиях, логистическим компаниям приходится оперативно адаптировать свою работу, находя новые решения в постоянно меняющейся ситуации.
Анализ ситуации по видам транспорта
Рассмотрим, как пандемия повлияла на разные сегменты международных грузоперевозок.
Автомобильные перевозки
Это направление понесло, пожалуй, самые серьезные потери.
- Помимо общего сокращения объемов перевозок, логистам пришлось полностью пересматривать устоявшиеся маршруты.
- Многие страны ввели строгие правила пересечения границ для грузового транспорта. В таких государствах, как Австрия, Германия, Италия, Польша, Китай и других, действуют специальные проверки или обязательные транзитные коридоры, что серьезно замедляет движение. В то же время ряд стран, включая Турцию, Нидерланды и Швейцарию, обеспечивают относительно беспрепятственный проезд для грузовиков.
- Сроки доставки существенно выросли из-за увеличения времени на пограничном контроле.
- В борьбе за клиентов и сохранение рабочих мест многим перевозчикам пришлось значительно снизить тарифы. Эксперты прогнозируют, что низкие ставки продержатся как минимум до июля 2020 года.
Авиационные перевозки
Сектор авиаперевозок столкнулся с почти полной остановкой пассажирского сообщения. Регулярно летают в основном грузовые самолеты, но и их работа претерпела изменения.
- Резкое сокращение числа рейсов привело к дефициту доступного тоннажа и, как следствие, к взрывному росту ставок — на 50–300%.
- Гарантированные сроки доставки авиатранспортом в текущих условиях часто не соблюдаются, графики стали непредсказуемыми.
Железнодорожные перевозки
Железная дорога, потерявшая основную часть пассажиров, неожиданно оказалась в выигрышном положении для грузовых операций.
- Отмечается значительный рост объемов доставки грузов из Китая.
- Европейские компании все чаще выбирают железнодорожный транзит через Россию как надежную альтернативу другим видам транспорта, что стимулирует появление привлекательных тарифов.
- В отличие от других видов перевозок, железная дорога демонстрирует высокую стабильность и соблюдает сроки доставки на прежнем уровне.
Морские перевозки
Морской транспорт, хотя и сократил количество рейсов из-за падения спроса, пострадал меньше, чем автомобильный.
Интересное: Новое поколение Киа Соул 2019 года появится в России летом.
Часть клиентов, особенно на маршрутах между Китаем и Европой, переориентировалась на железную дорогу.- Несмотря на это, морские контейнерные перевозки продолжаются.
- Тарифы на данный момент остаются стабильными, без резких колебаний.
Мультимодальные перевозки
Ситуация в этом сегменте неоднозначна:
- На направлении Дальний Восток – Россия наблюдается спад.
- В то же время поставки из Европы начинают постепенно расти по мере запуска производств.
Бизнес в эпоху COVID-19: сценарии и тренды
Даже с учетом постепенного снятия ограничений и возобновления работы предприятий, восстановление рынка международных перевозок займет продолжительное время. Спрос на товары будет расти, но уже не такими быстрыми темпами, как прежде.
Эксперты выделяют несколько ключевых сценариев развития событий:
- Краткосрочный всплеск. Летом 2020 года продолжится волна отложенных во время пика карантина поставок.
- Длительное восстановление. Для возврата к докризисным объемам грузоперевозкам потребуется от полугода до года.
- Смена приоритетов. Наблюдается структурный сдвиг в пользу более надежных и стабильных видов транспорта, таких как железнодорожный и мультимодальный.
- Цифровая трансформация. Рынок активно меняется: все больше заказов оформляется онлайн, что стимулирует рост сегмента курьерской доставки «последней мили».
- Консолидация рынка. Часть компаний, не сумевших адаптироваться, окажутся на грани банкротства или закроются, так как потребители предпочитают экономить и создавать сбережения.
В сложившейся ситуации основная задача для игроков рынка — не паниковать, а укреплять доверие. Критически важно сохранить прочные партнерские отношения с клиентами и поставщиками, а также удержать квалифицированные кадры. Именно от этого будет зависеть скорость и успешность возобновления полноценной работы после окончания пандемии.
Что вы об этом думаете? Оставляйте ответы в комментариях! Подписывайтесь на наш канал, следите за обновлениями MTL-group.ru
Интересное еще здесь: Обзоры.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ: ЧТО ОЖИДАЕТ ОТРАСЛЬ ЛЕТОМ 2020?.

