Стандартная схема поиска и покупки автомобиля с пробегом выглядит так: определиться с потребностями → найти подходящие объявления → поговорить с продавцами машин по телефону → осмотреть автомобили вживую → сделать диагностику → подписать договор купли-продажи. В этом материале раскроем детали и секреты, о чем разговаривать с продавцами б/у автомобилей по телефону.
Зачем звонить продавцу
Объявления на сайтах для продажи автомобилей пишут обычные люди — такие же, как мы с вами. Частному продавцу и менеджеру в автосалоне хочется как можно скорее продать машину, поэтому они часто прибегают к хитростям и создают идеальные объявления. Перекупщики притворяются частниками, «серые» автоцентры прикидываются официальными дилерами. Живой разговор или даже переписка в чате помогут больше узнать о машине и сэкономят время на осмотр. Но для этого нужно знать, что спрашивать.
Что спросить у продавца
- Автомобиль еще продается? Для начала уточните, актуально ли объявление — возможно, продавец забыл или не успел снять его.
- Кто собственник автомобиля? Почти всегда нет смысла ехать осматривать машину, если продает ее не владелец, потому что есть шанс наткнуться на перекупщиков и неофициальные автоцентры. Но иногда автомобиль продает сын, дочь, брат, отец владельца. Так бывает, когда авто оформлено на родственника, а ездит на нем и занимается всеми вопросами другой человек. Уточните это по телефону.
- Сколько на самом деле было владельцев? Чем их больше, тем сложнее отследить историю автомобиля.
- ПТС оригинальный или копия? Дубликат паспорта автомобиля делают в нескольких случаях. Например, если места для отметок закончились, то есть владельцев было так много, что уже некуда вписывать новых. Или если оригинальный документ потерян. Если у продавца нет на руках оригиналов документов на машину, узнайте причину. А затем проверьте историю автомобиля на специализированных сайтах.
- В каком году выпущена машина? Иногда к дилерам машины попадают не в год производства, а позже. Например, автомобиль съехал с конвейера в ноябре 2014 года, а попал в автосалон в феврале 2015 г. Продавцы часто спекулируют этим и указывают в объявлении год покупки, а не год выпуска. Точная информация о дате производства поможет больше узнать об автомобиле: комплектации и типичные «болячки» меняются в зависимости от модельного года.
- Сколько ключей у автомобиля? Стандартный набор - 2 комплекта ключей. Если у продавца один комплект, это станет проблемой при оформлении КАСКО или в случае, когда понадобится помощь страховой компании.
- Попадал ли автомобиль в ДТП? Вряд ли по телефону продавец признается о крупных происшествиях.
Интересное: 4 вопроса сотрудников ГИБДД, на которые водители вправе отказаться отвечать.
Но уточните, не въезжал ли автомобиль в урну или парковочный столб, не «садился» ли днищем на бетонную полусферу. Даже если продавец все отрицает, задать этот вопрос все равно стоит. Как минимум для того, чтобы услышать реакцию. - Где ездил автомобиль? Узнайте, по каким дорогам катался продавец за рулем — между магазином, работой и домом, путешествовал по России или не вылезал из болот и бездорожья. Эта информация при осмотре машины поможет определить реальный пробег.
- Где ремонтировали и обслуживали автомобиль? Чудо, если еще сохранились гарантия от официального дилера и заполненная сервисная книжка. Если же ничего из этого нет, запишите название автосервиса или центра, куда водитель сдавал машину на ТО и ремонт. А затем прочитайте отзывы об этом месте.
- Что в машине не работает? Скажите продавцу, что хотите заранее знать, что придется заменить и починить. Возможно, не работает замок в двери, перегорела лампочка в габарите, или не заправлен кондиционер.
- Куда ехать на осмотр? Вбейте адрес в поисковик и вычислите, не находится ли там «серый» дилер. К сожалению, недобросовестные продавцы часто называют адрес соседнего дома, и уже при встрече предлагают пройти к парковке, где и располагается их логово.
Лайфхаки от GETTZAP
Будьте хитрым покупателем — задавайте каверзные вопросы.
- Способен ли мотор обогнать другие автомобили со старта на светофоре? По ответу вы узнаете, пытался ли продавец так делать. Спортивный стиль езды в городских условиях — не лучшая характеристика для подержанного автомобиля.
- Какая максимальная скорость у автомобиля, как быстро он ее набирает, если выжать педаль «в пол»? В этом вопросе тоже не так важен ответ, как знание продавца об этом. Б/у авто от гонщика — не лучшее вложение.
- Прогревался ли зимой мотор, пока владелец счищал с автомобиля снег? Если продавец этого не знает, то либо он не прогревал мотор вообще, либо он не владелец. Оба этих варианта не подходят под представление об удачной покупке.
Какую информацию запросить у продавца
Три кита, без которых не стоит ехать на осмотр: vin-номер автомобиля, документы на машину и фотографии.
Vin-номер пригодится, когда будете проверять историю машины. В базах данных с его помощью вы узнаете характеристики машины и сравните их с рассказами продавца, узнаете историю машины — ДТП, ремонты, залоги, штрафы.
Документы дистанционно продавец не покажет, но попросите его взять с собой на осмотр ПТС и свой паспорт. ПТС еще больше расскажет об истории машины, а паспорт продавца понадобится, чтобы проверить собственника авто.
Попросите продавца сделать больше фото или даже записать видео автомобиля — так вы больше узнаете о его состоянии еще до осмотра.
Если продавец отказывается показывать вам документы и делиться данными, чтобы узнать историю автомобиля, задумайтесь — все ли в порядке с машиной и ее юридической чистотой. Не советуем покупать подержанный автомобиль вслепую.
Как использовать неточности продавца
Разговор по телефону с продавцом нужен для того, чтобы отсеять перекупщиков и «серых» дилеров. А затем для того, чтобы не тратить время на осмотр неугодных автомобилей. То есть ваш разговор становится этапом отсева при выборе идеального б/у авто. Записывайте ответы продавца на все вопросы. Если при осмотре выяснится, что продавец где-то соврал, используйте это против него — например, попросите скидку.
Интересное еще здесь: Обзоры.
Покупаем б/у автомобиль: 11 важных и 3 хитрых вопроса продавцу.