КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ
Многие думают, что электромобили — это продукт XXI века, но это не так. Яркое доказательство — модель Messagette, выпущенная компанией Teilhol в 1972 году. Этот небольшой автомобильчик, заряжавшийся от обычной розетки, можно считать идеальным городским транспортом для коротких поездок. И, как видно, его создателям удалось избежать технических «коротких замыканий» в своей концепции.
Исторический контекст: почему электричество проиграло?
В начале автомобильной эры инженеры выбирали между тремя типами силовых установок: проверенным паровым двигателем, шумным и дымным бензиновым мотором и чистым, но тяжелым электрическим приводом. Победа, как мы знаем, осталась за двигателем внутреннего сгорания, хотя именно электромобиль La Jamais Contente первым преодолел рубеж в 100 км/ч еще в 1899 году. Интерес к электричеству ненадолго возродился во время Второй мировой войны из-за дефицита топлива. Такие компании, как Paris-Rhône и даже Peugeot со своей моделью VLV 1941 года, экспериментировали с этой технологией. Однако с возвращением дешевого бензина после войны электромобили снова ушли в тень, оставшись уделом городского транспорта вроде троллейбусов.Личная мотивация создателя
В 1960-е годы бензин ассоциировался со свободой и скоростью. Последнюю особенно ценил Рауль Тейльхол, владелец кузовной фирмы. Его страсть к быстрой езде дорого обошлась: «После множества штрафов за превышение скорости в конце 1971 года у меня отобрали права! — вспоминал он позже. — Мне нужна была машина, чтобы добираться до заводов, поэтому за несколько дней я сконструировал небольшой электромобиль и поехал на нем к префекту — без прав, разумеется — чтобы показать свое творение». Так личная необходимость стала толчком к созданию инновационного транспорта.Карьера Рауля началась в военные годы с изготовления деревянных колес, но в послевоенный период бум на грузовики превратил его небольшую мастерскую в Курпьере в полноценное производство.
Без прав и с большими амбициями
Компания начинала с кузовов для автобусов Michelin и инкассаторских фургонов. В 1960-е Teilhol перешел на стеклопластик, выпуская выставочные грузовики и крыши для Renault Estafette. Сотрудничество с Renault привело к запуску в 1969 году модели Rodeo, выпуск которой превысил 100 000 экземпляров. Это вывело скромного производителя из Оверни на промышленный уровень. Были открыты новые заводы, включая TVE (Teilhol Electric Car), где производились электромобили Citadine и Messagette, а также уникальный Handicar для инвалидов.
Параллельно Teilhol выпускал и микроавтомобили с дизельными двигателями, для управления которыми не требовались права. Однако политические изменения 1980-х годов, включая смену руководства Renault, лишили компанию крупных заказов. Несмотря на банкротство в 1986 году, энергичный Тейльхол пытался возродить бизнес в сотрудничестве с Citroën, но политическое вмешательство вновь поставило крест на его начинаниях, и в 1990 году производство окончательно остановилось.
Электрический апельсин, опередивший время
Когда Citadine представили на Парижском автосалоне в 1972 году, об экологии и чистом транспорте почти не говорили. Первый нефтяной кризис был еще впереди. Главным козырем этого любопытного автомобильца было то, что для его управления не требовались водительские права. При цене в 14 000 франков (дороже, чем Renault 4) его возможности были ограничены, и основными покупателями стали корпорации, использовавшие утилитарный Messagette в своих автопарках.
«Мой Messagette был куплен новым в 1976 году деревенским священником для ежедневных визитов к пастве. Без сомнения, зеленый предшественник!» — с улыбкой рассказывает нынешний владелец, Лоран Жирар. Ярко-оранжевый цвет и компактные размеры делают его похожим на небольшой снегоочиститель, что особенно заметно в зимнюю пору.
Конструктивные особенности: простота и функциональность
Дизайн Messagette, созданный Робертом Бройером (автором Rodeo), с его «улыбающейся» передней частью напоминает BMW Isetta. В основе — передняя ось от Fiat 500, а третье колесо частично скрыто обтекателем. Легкий кузов из полиэстера мог трансформироваться: откидные борта превращали пикап в платформу. Восемь 12-вольтовых батарей размещались в герметичном отсеке между осями. Для удобства их можно было быстро заменить на заранее заряженный блок. В каталоге даже предлагалась полезная опция — розетка для подключения к домашней сети и зарядки примерно за восемь часов.Посадка в кабину — отдельное приключение. Единственная дверь, открывающаяся вперед, заставляет пассажира буквально нырять внутрь, что особенно неудобно в объемной зимней одежде.
Пальцы в розетке: испытание холодом
Тест-драйв проходил в суровых зимних условиях на высоте более 1000 метров. В салоне нет отопителя, а стекла быстро запотевают. На торпедо расположены простейшие органы управления: переключатель направления (вперед/назад) и селектор скорости — 25 км/ч при 48 В или «безумные» 70 км/ч на спуске при 96 В.
После поворота ключа и перевода селектора в положение «вперед» наступает почти полная тишина — работает только электромотор. Отпускается ручной тормоз под сиденьем, нажимается педаль акселератора, и хрупкая «лодочка» трогается с легким скрипом.
На снегу единственное ведущее колесо может пробуксовывать, но после разгона Messagette ведет себя удивительно стабильно. Этому способствует низко расположенный вес батарей (около 275 кг), играющих роль противовеса.
Торможение происходит в основном двигателем — стоит лишь отпустить педаль газа. Резкий поворот руля на скорости заставляет машину разворачиваться, что напоминает аттракцион «автодром». Стоит помнить, что водитель сидит практически впереди всего автомобиля, а тонкий кузов не дает ощущения полной безопасности.
Несмотря на компактность, у Messagette было просторное грузовое отделение сзади. Сегодня такой автомобиль мог бы стать идеальным решением для курьерских служб в исторических центрах крупных городов.
Печальный итог: идея, опередившая эпоху
Позиционируясь в 1972 году как транспортное средство без необходимости прав, а не как экологичное решение, электрический Teilhol не снискал заслуженного успеха. Он просто оказался правильным, но слишком рано. Страшно представить, что могло бы случиться, если бы такой автомобиль без отопления, мощных фар и с ограниченным запасом хода застрял ночью на заснеженной трассе. Messagette остался любопытным артефактом, напоминанием о том, что путь инноваций часто бывает тернист.Источник: AutoRetro France 03/2021
Интересное еще здесь: Обзоры.