Ikarus 250: История легендарного «Роллс-Ройса» среди автобусов и его путь в СССР

Международное признание и роскошь

Венгерский автобус Ikarus 250 завоевал мировое признание в конце 1960-х годов. На автобусной неделе в Ницце в 1969 году он получил серебряный кубок, а спустя два года в Монако удостоился Гран-при от принца Ренье. Именно после этого французское издание L’EXPRESS дало модели лестное прозвище «Роллс-Ройс среди автобусов». Такая высокая оценка была обусловлена уникальным для своего времени уровнем комфорта: на борту были предусмотрены кухня, туалет, кондиционер и шестнадцать вращающихся кресел со встроенными в подголовники динамиками.

Рождение флагмана и интерес СССР

Первый опытный образец большого 12-метрового междугородного автобуса Ikarus 250, ставшего флагманом всего семейства «200-х», был собран 1 мая 1967 года и представлен на Будапештской международной ярмарке. Модель сразу привлекла внимание Советского Союза, который остро нуждался в современных автобусах для междугородных перевозок. Уже второй опытный экземпляр отправили на испытания в СССР, где с января по август 1968 года он преодолел более 40 тысяч километров.

Начало серийного производства и первые модификации

Первое время Ikarus 250 выпускался небольшими партиями, и в СССР поставлялись единицы. Серийные машины получили ряд внешних изменений: вместо прямоугольных фар появились сдвоенные круглые, исчезли центральные перемычки на боковых окнах, а колёсные арки стали более обтекаемыми. Для советского рынка предлагались две основные комплектации: люксовая версия 250.10 с 45 местами, бар-буфетом и гардеробом, а также более бюджетный 250.09, в котором за счёт отказа от дополнительного оборудования число сидений увеличилось до 57.

Ikarus 250.09, с которого начались массовые поставки автобусов этого типа в СССР

Технической основой служил горизонтальный дизельный двигатель Rаba-MAN мощностью 192 л.с., 5-ступенчатая коробка передач, пневмоподвеска всех колёс и гидроусилитель руля.

Массовые поставки и эволюция модели

С 1971 года, когда производство удалось вывести на массовый уровень, поставки в СССР стали расти. Ikarus 250 стал визитной карточкой компании «Совтрансавто». В этом же году были устранены первые «детские болезни» модели, связанные с задней подвеской и передним мостом. Внешне же автобусы, чаще всего красного цвета, долгое время оставались узнаваемыми.

Значительные изменения пришли в 1976 году с модификацией Ikarus 250.12, у которой радиатор переместили из-под бампера в моторный отсек. В 1977 году прошёл небольшой рестайлинг, и модель получила индекс 250.22 и новый чёрный пластиковый бампер.

Интересное: Cadillac XT5 – аристократ среди автомобилей.

Новая эра комфорта и мощности

С 1980 года в СССР начали поступать принципиально новые Ikarus 250.58. Они получили сдвижную переднюю дверь с электроприводом и дополнительную заднюю дверь. Число мест сократилось до 43, а в окраске появилась яркая алая полоса. Главным же обновлением стал турбированный двигатель мощностью 220 л.с. и 6-ступенчатая коробка передач. Параллельно для нужд Министерства обороны поставлялись шикарные автобусы-салоны Ikarus 250.48 с индивидуальными вращающимися креслами и кондиционером на крыше.

Ikarus 250.58 – с двумя дверьми для входа в салон, причём передняя слайдерного типа с электропневмоприводом

Пик популярности и поздние модификации

Самой массовой версией в СССР стал Ikarus 250.59, поставлявшийся с 1984 года. Его отличала двухцветная окраска (верх алого цвета), две автоматические сдвижные двери, шторки вместо занавесок и новый двигатель мощностью 250 л.с. С 1989 года на смену пришли модели 250.93 и 250.95 с изменённой компоновкой салона и новой схемой окраски — чаще в цвет слоновой кости с красными акцентами.

СССР — главный заказчик легенды

Советский Союз, наряду с ГДР, был основным потребителем Ikarus 250. На его долю пришлось около 90% всего экспорта этой модели. Показательно, что 20-тысячный и 50-тысячный автобусы, выпущенные заводом «Икарус» для СССР, были именно «двести пятидесятками». Эта модель на долгие годы определила стандарты комфорта в междугородных перевозках и осталась в памяти как один из символов эпохи.

Интересное еще здесь: Обзоры.

Ikarus 250 – «Ролс-Ройс» среди автобусов.