Приветствую в разделе, мои уважаемые читатели! Эту статью я хочу посвятить некоторым автомобилям, которыми я владел наиболее длительное время. По-сути это будет такое описание опыта эксплуатации в общих впечатлениях - возможно это поможет кому-то сделать правильный выбор или избежать неверных решений.
Итак, в первой части повествования речь пойдёт о легендарной Тойоте Селика. А если точнее, то о её третьей генерации (Т18), которая выпускалась с 1989 по 1999 года. Эта генерация Селик отличалась необычным для того времени дизайном - все автомобили того времени имели угловатые и рубленые формы, а во множестве случаев (особенно с претензией на спортивность) машины имели зубилообразный облик. Тойота же пошла несколько иным путём и уйдя от рубленых граней 2 поколения (Т16) японцы вывели стремительный аэродинамичный и плавный силуэт с одной из главных фишек - поднимающимися из капота фарами. Надо сказать, что именно этот дизайн здорово опередил своё время. Согласитесь, но даже сегодня Селики поколения Т18 не смотрятся как музейные экспонаты или "привет из прошлого". Они наоборот, вполне органично вписываются в современные тренды и продолжают притягивать взгляды.
Влюбился я в эту красавицу давным-давно, можно сказать, с первого взгляда. И в 2007 я смог себе позволить прелестницу 1995 года в алом цвете (а-ля Феррари). Отличный аппарат с раллийной родословной, бодрым мотором, надёжными узлами и агрегатами и с неординарной привлекательной внешностью, которая с годами не потеряла своей актуальности. Однажды мне посчастливилось узнать её историю (спасибо проверкам ГИБДД). Конкретно мой экземпляр был собран в Японии для европейского рынка (для Германии). Из Германии машинка перебралась в Мурманскую область, потом перекочевала в Санкт-Петербург и в конце-концов попала в мои загребущие руки.
А была у меня модель ST-182 с двухлитровым мотором 3S-GE (суперский движок) и раллийной подвеской. И прозвище ей было "Неубиваемая зажигалка". Что касается мотора, то среди всей линейки Т18 действительно достойные моторы стояли на моделях SТ-182, SТ-184 и SТ-185. На моей ласточке был уже упомянутый мотор 3S-GE. Это двухлитровое чудо японской инженерии с головкой блока цилиндров Yamaha и электрикой Denso. В стоке этот верхнеклапанный (DOHC) мотор имеет 140 "лошадок", но хитрые японцы оставили лазейки для тюнеров, чем и воспользовались некоторые "оч умелые" ручки, выжимая из этого двигателя 200 "лошадей". Следующим в линейке моторов стоял двигатель 3S-GE II gen. Он ставился на Селики поколения Т20 и несколько других моделей Тойоты. От своего предшественника двигатель отличался немного доработанным конструктивом. А в частности был переработан привод ГРМ (диаметры шкивов, их посадка, новый механизм натяжителя) и новая его крышка - более компактная и продуманная в плане масляных канальцев и ребер жесткости. Так же у этого двигателя была серьёзно доработана система картера. Поддон картера имел несколько другую конфигурацию, а так же был переработанный маслозаборник, новая форма успокоителя и ещё несколько полезностей по-мелочи. При такой доработке у мотора не могла случиться внезапного масляного голодания в скоростных поворотах. Хотя я могу отметить исключительную надёжность двигателя даже в первом поколении. Есть несколько случаев езды на хроническом масляном голодании без фатальных последствий для двигателя. Кроме прочего именно для этих двигателей выпускалась модернизированная головка блока цилиндров Beams, которая без танцев с бубном давала неплохой прирост в мощности.
Модели ST-184 и ST-185 комплектовались моторами 3S-GTE (тот же мотор, но с турбонагнетателем). Внешне эти модели легко было опознать по ноздре на капоте и характерному стрекотанию вестгейта на сбросе газа.
Но вернёмся к моей (бывшей) ласточке. Как я уже упомянул - мотор был сама надёжность - за 5 лет эксплуатации вообще проблем не знал. Только единожды моторчик взбрыкнул, когда помер датчик абсолютного давления в вакуумной системе. Но и тогда машина заводилась, ехала, но при это бензин жрала как Боинг на взлёте. Подвеска тоже радовала. Раллийная родословная весьма сказалась на конструктиве подвески. Я впервые (по словам мастеров детали стояли заводские) поменял сайлент-блоки на рычагах и резинки стабилизаторов на полиуретановые изделия аналогичного назначения и всё. Больше подвеска "кушать" не просила. Ходовые качества, скажу вам, отменные во всех условиях. Поставил её на 15 литьё с широкими 215-ми лаптями от Yokohama и в такой обувке держалась она за дорогу как приклеенная — на любых скоростях и в любых поворотах. А зимой я ставил её на высокопрофильную (70) резину Cooper, и не поверите — за 3 года и НИРАЗУ не застревал в сугробах, хотя нёс меня хрен в такие перемёты, куда не каждый здравомыслящий полезет.
А секрет весь в подвеске. Мало того что клиренс приличный, так ещё когда машина начинает копать, она начинает подпрыгивать — и таким раком вместо того чтоб зарыться она выскакивает из перемётов и сугробов.
Интересное: Необычные лайфхаки из СССР. Полезные советы от советских шоферов, о которых вы точно не знали.
Был случай, когда я с мужиками поехал в вепсский лес, на речку рыбки подёргать, поехал на своей тойоте, предварительно заключив пари что проеду — я выиграл. Через два дня три литра виски позвякивали в моём багажнике. Кстати, багажник тоже не обидел — места дофига! А салон, надо отметить из всех Селик самый большой! После свадьбы я купил большой (41-дюймовый) телевизор. Продаваны засомневались что он в коробке влезет даже в салон (мол, многие мучаются) и предлагали услуги хитрого на вид мужичонки с потрёпанной Газелькой. Но телевизор как родной улёгся в багажнике. Когда у меня родился первый ребёнок, я поехал покупать детскую кроватку. Получал на складе магазина - эдакая аккуратная но увесистая корбка. И когда я подъехал к складу, грузчики стали крутить пальцем у виска. Ну что ж - снова пари! В итоге двое положив коробку в багажник восхищенно цокали языками, а третий понуро поплёлся за литром водки. И не могу не отметить хоть и старенькие но бесконечно удобные штатные седухи Рекаро-комфорт. Вообще, в Селиках Т18 самые просторные и комфортные салоны из всего модельного ряда.Однажды затянуло меня в ряды Селикаводов. Надо сказать - автоклуб весьма нужное и полезное явление - тут тебе и готовый исчерпывающий информаторий и опыт и лайфхаки и запчасти и поддержка. Надо сказать, на слёте клуба и на покатушках встречал очень много автомобилей в тюнинге. Селики сами по себе чертовски красивые, но в грамотном тюнинге это вообще бомба! Я особо не хотел что-то менять в своей машине - уж больно она мне нравилась. Но ручки чесаться начали...
Случайно в сети узрел фотку Селики с наполовину открытыми фарами. И тут меня накрыло! На следующий же день были приобретены четыре линзовых модуля Hella и кое-какие шелезячки. Загнал я свою красавицу в гараж и полетели ключи-гаечки в разные стороны. Разобрав морду весьма неприятно был удивлён состоянием проводки в подбамперном пространстве — она была в таком виде, что и описать сложно, но это объясняло возникшие недавно проблемы с фарами — они то открывались/закрывались поочереди, что очень ржачно выглядело, то одна из них начинала махать туда-сюда. Как выяснилось, проводка пострадала из-за дорожного реагента (того самого от которого грохнулась электроподстанция на юге Питера). В общем вынул я всю лапшу, взял в руки болгарку и понеслось… Мудохался я весьма долго. И матюки складывал в несколько этажей и до глубокой ночи сидел и консилиум из сочувствующих собирался, но я таки сделал как хотел — и о, это офигенно! Оно того стоило. Не смотря на экстравагантный притягивающий взгляды внешний вид решил таки внести свои коррективы. Сначала долго обезьяничал с огромным количеством противотуманок, даже довёл продавца на авторынке до валерьянки, и останови свой выбор на плоских Филлипсах, их и поставил. Но душа требовала чего-то ещё. И тут я подумал — фары тут конечно прикольные, но с харытыми машинка смотрится динамичнее, да и намечалась у меня переделка фар и полелся я опять на авторынок. Кумекал долго, но на тот момент получили широкое распространение 10-сантиметровые светодиодные полоски. Купил пару таких и вклеил в "саблю" под капотом — очень прикольно получилось.
В общем годы обладания Селикой были моими самыми запоминающимися с точки зрения автомобилиста. Я был безумно влюблён в эту машину. После Селики у меня остались только приятные впечатления и яркие эмоции (сопли пузырями, пальцы веером). Но подрастающее дитё внесло свои коррективы. Всётаки салон купе маловат для поездок с малявочкой, а дерзкий нрав мотора и сочный звук спортивного (правильного) выхлопа с настоящим Ремусом на финале - явно не семейное решение. А однажды нас с Селикой разлучила блондинка, влетевшая на своём ведре нам в бок. В салоне ничего даже с места не сдвинулось - не синяка, а вот снаружи машина выглядела печально - удар в среднюю стойку смял силовой набор, саму стойку, порвал лонжероны и т.д. А эта мандалина размазанной по лицу помадой и разлитым по всей машине кофе из Макдака ещё пыталась возмущаться. Да, пришлось расстаться с этой прекрасной машиной, но я уверен - когда появятся "лишние" деньги, обязательно куплю такую же!
Интересное еще здесь: Обзоры.