Citroen CX: икона дизайна и инженерной мысли 80-х, непревзойденная оригинальность

Название модели «CX» — это прямая отсылка к физическому термину «коэффициент лобового сопротивления». И это не просто маркетинговый ход: даже по современным меркам аэродинамика Citroen CX впечатляет, превосходя, например, показатели Лады Весты. В 1980-е же эта модель по праву считалась эталоном в своем классе.

Технологии, опередившие время

Удивительно, но спустя сорок лет после своего появления Citroen CX может похвастаться инженерными решениями, которые сегодня редко встретишь на серийных автомобилях. Некоторые из них — демонстрация чистой оригинальности, другие же невероятно практичны. Например, двигатель и коробка передач крепились к подрамнику, что позволяло демонтировать всю силовую установку единым блоком для обслуживания! А сам подрамник, в свою очередь, крепился к несущей раме, что обеспечивало выдающуюся плавность хода.

Каталог оригинальности

Чисто дизайнерские и инженерные находки, которые делали CX уникальной, можно перечислять долго. Вот лишь некоторые из них:

  • Футуристичный кузов с идеальной аэродинамикой.
  • Панель приборов с необычными вращающимися переключателями.
  • Встроенный диагностический блок на приборной панели — редкая для того времени функция.
  • Спидометр «барабанного» типа, где цифры перелистывались на циферблате.
  • Фирменный односпицевый руль, ставший визитной карточкой марки.
  • Дверные ручки «пистолетного» типа, которые нужно было оттягивать для открытия.
  • Штатный фонарик в комплекте, встроенный в салон.

Отдельно стоит отметить очень острый руль — всего 2.2 оборота от упора до упора, что обеспечивало невероятную маневренность и отклик.

Ностальгия по смелому дизайну

Сегодня, чтобы найти по-настоящему интригующий и эмоциональный автомобильный дизайн, мы всё чаще оглядываемся в прошлое. Почему так вышло, что сильные и искренние чувства теперь вызывают только машины из прошлых десятилетий?

Безусловно, современные дизайнеры создают смелые концепты и роскошные интерьеры для суперкаров. Но куда делась та самая оригинальность, доступная обычному автомобилисту? Citroen CX был автомобилем для людей, а не эксклюзивным арт-объектом. Его можно было видеть на улицах европейских городов не только в 1970-х, но и в середине 1990-х, где он по-прежнему выглядел футуристично. Что уж говорить о впечатлении, которое он производил на жителей российской глубинки в начале 1990-х!

Автор вспоминает, как в 1992 году в Кирове увидел брошенный из-за поломки красный CX, приехавший из Финляндии. Это было столкновение с другой цивилизацией — миром, где всерьёз думали не только о практичности, но и о красоте, форме и эмоциях от вождения.

Неудачная попытка возрождения

В 2000-х годах концерн PSA попытался возродить дух авангарда, представив премиальную суб-марку DS. Хотя эти автомобили имели оригинальные черты, общая затея не увенчалась успехом.

Интересное: Citroen SpaceTourer – минивэн для всей семьи.

Автор отмечает, что, например, DS5 — достойный автомобиль, но в нём нет того самого «ВАУ»-эффекта, той божественной ауры.

Проблема в том, что в серии DS не было той самой запоминающейся, яркой детали, которая бы отпечатывалась в памяти. Отвернувшись от этих машин, сложно вспомнить что-то конкретное в их внешности. Ни одного «вау», ни одного «вах» — только корректный, но безликий премиум.

Конформизм вместо творчества

Увы, дизайн, как и многое в современном мире, стал заложником трендов и корпоративных процессов. Естественный отбор теперь направлен на конформизм. Выживают модели, заранее одобренные фокус-группами, тщательно выверенные экспертами и гарантированно безопасные для репутации производителя.

Производителям больше не нужно отстаивать спорные решения перед публикой или бороться с навязчивыми прозвищами, которые могут прилипнуть к модели. Возможно, дизайн перестал быть чистым творчеством, превратившись в управляемую корпоративную «красоту».

Может, в России мы особенно ценим такие машины, как CX, потому что не избалованы богатой автомобильной историей и доступностью разнообразных форм? А может, в странах с развитым авторынком, таких как Япония, потребители просто не ищут эмоций в дизайне, а лишь потребляют транспорт, не рефлексируя? Вопрос остается открытым.

Но вот красноречивый факт: вы заметили, что современным автомобилям почти перестали давать яркие, запоминающиеся прозвища? Они больше не личности, а продукты.

Интересное еще здесь: Обзоры.

Citroen CX - самая элегантная и оринальная серийная машина 1980-х..