Сцена, где злодей или мститель насыпает сахар в бензобак автомобиля, после чего машина неминуемо выходит из строя с дымом и шипением, стала классикой детективов и боевиков. Этот образ глубоко укоренился в массовой культуре, создавая иллюзию простого и эффективного способа вывести транспортное средство из строя. Но насколько эта методика соответствует реальности? Давайте разберемся с научной точки зрения.
Как работает миф и почему он ошибочен
Согласно распространенному убеждению, сахар, попав в топливный бак, растворяется в бензине, превращаясь в сироп. Затем эта вязкая субстанция проходит по топливным магистралям, попадает в двигатель и вызывает катастрофические поломки, вплоть до взрыва, буквально превращая автомобиль в металлолом. Однако физика и химия топливных систем говорят об обратном.
Эксперимент профессора Торнтона: научный вердикт
Еще в 1994 году профессор судебной экспертизы Калифорнийского университета в Беркли Джон Торнтон поставил точку в этом вопросе. Он провел контролируемый эксперимент, пометив молекулы сахарозы (обычного сахара) радиоактивными атомами углерода и смешав их с бензином. После растворения и фильтрации твердых частиц измерения показали удивительный результат: в огромном образце объемом 15 галлонов (около 57 литров) полностью растворилось лишь около одной чайной ложки сахара. Основной вывод: сахар практически не растворяется в бензине. Он не превращается в сироп и не может карамелизоваться в таких условиях, а значит, не способен нанести тот масштабный вред, который ему приписывают.
Интересное: Почему "взрывается" двигатель? Причины детонации в двигателе.
Нерастворенный сахар в виде кристаллов, попав в топливную систему, с большой вероятностью будет задержан топливным фильтром, который как раз и предназначен для защиты двигателя от подобных загрязнений.
Практический тест: что происходит на самом деле?
Более наглядный эксперимент провели энтузиасты с YouTube-канала Project Farm в 2017 году. Они добавили сахар прямо в бак газонокосилки с четырехтактным двигателем, а затем вскрыли мотор, чтобы оценить последствия. Взрыва, конечно же, не произошло. Большая часть сахара так и осталась на дне бака, но небольшая его часть все же попала в цилиндр. Под воздействием высоких температур сахар действительно начал карамелизоваться непосредственно на деталях — поршнях и клапанах. Это не помешало двигателю запуститься и работать, однако в долгосрочной перспективе такие отложения могли бы привести к ухудшению работы и потенциальным проблемам.
Реальные риски и альтернативные угрозы
Итак, может ли сахар полностью уничтожить двигатель? Крайне маловероятно. Может ли он, если часть гранул пройдет через фильтр, вызвать некоторые проблемы? Теоретически да, но для этого потребуется очень большое количество сахара. Основная реальная опасность — это засорение топливного фильтра или, в редких случаях, форсунок. Это может привести к остановке двигателя, но проблема решается стандартной чисткой системы.
Если искать более эффективную (и тоже нежелательную) субстанцию для нарушения работы мотора, то вода будет куда опаснее сахара. Попав в бак, она может отделиться от бензина и в виде капель пройти по топливопроводу, что серьезно нарушит процесс сгорания топлива в цилиндрах.
Интересное еще здесь: Обзоры.
Действительно ли добавление сахара в бензобак автомобиля вызывает взрыв двигателя?.
