Стереотипы и реальность Южного Урала
Наша редакция находится на Южном Урале — регионе, который часто воспринимают с иронией. Многие представляют уральцев суровыми людьми в ватниках и ушанках, с бутылкой водки и медведем в качестве компаньона. А стоит произнести слово «Южный», как образ мгновенно меняется: валенки превращаются в шлёпанцы, водка — в коктейль, а медведь уступает место обезьянке на плече. Однако климат Южного Урала способен удивить даже жителей Сибири. Бывает, что в Сибири термометр показывает -5°C, а за нашим окном уже -25°C. Даже собаки отказываются выходить на улицу, выражая своё недовольство на своём языке.
Коварство уральской погоды
Погода здесь крайне обманчива. За несколько часов с степных просторов может налететь такая метель, что заметёт всё вокруг. Автомобили встанут, уткнувшись в сугробы. Однажды мне пришлось ехать по работе из Магнитогорска в Оренбург — 430 км по степям и горным перевалам. Дорога туда заняла 6 часов и прошла незаметно. Обратный путь оказался испытанием. В четыре часа дня светило яркое солнце, небо было чистым. Ничто не предвещало беды. Однако уже через час температура упала до -30°C, поднялся ветер, начался такой снегопад, что дорога просто исчезла. Ни противотуманные фары, ни снижение скорости не помогали — машину могло снести на снежных перемётах. В итоге мы добрались домой не в 10 вечера, как планировали, а во втором часу ночи.
Снежный плен и его последствия
Позже мы узнали, что в ту ночь на занесённой трассе остались сотни людей. Семеро погибли от холода, десятки получили серьёзные обморожения, вплоть до ампутаций. Люди винили власти, но дорожные службы и МЧС делали всё возможное. Очистить сотни километров дороги от сугробов высотой 2–3 метра мгновенно невозможно. Самое удивительное, что многие, несмотря на закончившийся бензин, благополучно дождались спасателей.
Интересное: 10 полезных советов для автовладельцев в зимнее время года..
Некоторые даже выспались в машине за 16 часов, причём без верхней одежды. У кого-то оставался бензин, и после расчистки дороги они спокойно уехали своим ходом. Как же им это удалось?Секрет выживания: обогреватели водителей
Опытные водители, особенно те, кто постоянно работает на зимних трассах (например, таксисты на «Ларгусах» и «Газелях»), всегда возят с собой обогреватели. У кого-то это современные газовые устройства: попав в снежный плен, они просто достают их из багажника и включают. Одного небольшого баллона хватает на 2–3 часа, и, чередуя прогрев с заменой баллона, можно пережить даже пару суток. Но многие используют ещё более экономичное и надёжное средство — модифицированный армейский котелок. Когда я впервые увидел эту конструкцию в багажнике, то не сразу понял её назначение. Спросил у водителя: «Ты что, после каждого приёма пищи делаешь дырку? Как снайперы засечки на прикладе?». Он посмеялся и объяснил: «Присмотрись внимательнее, где сделаны отверстия и что лежит внутри».
Устройство «чудо-грелки»
Итак, что же представляет собой эта ультра-грелка степных водителей? Это обычный армейский котелок. В его дне по кругу просверлены крупные отверстия. В крышке в произвольном порядке сделаны мелкие дырочки, а по краю их ещё больше — видимо, владелец не сдерживал фантазию.
Как использовать котелок-обогреватель
Внутри котелка аккуратно сложены обычные хозяйственные свечи, нарезанные по высоте ёмкости, и две коробки спичек. Как только возникает необходимость, водитель глушит двигатель, снимает с сидений все чехлы, покрывала, коврики — всё, что есть в салоне, и завешивает этим окна. В ход идут даже газеты, которые, несмотря на тонкость, довольно эффективно удерживают тепло. Если окна не закрыть, машина остынет моментально! Многие также отгораживают передний ряд сидений и перебираются на задние.
Принцип работы и безопасность
Обязательно оставляется небольшая щель в одном или двух окнах (буквально пару сантиметров) для вентиляции, чтобы не угореть. После всех приготовлений водитель достаёт грелку, зажигает свечу, ставит её на дно котелка, а сам котелок — на спичечные коробки (для устойчивости и доступа воздуха). Когда свеча разгорается, котелок накрывается крышкой. Получается эффективный конвектор. За счёт тяги через нижние отверстия свеча не гаснет, а стенки котелка сильно нагреваются. Стекающий парафин не забивает отверстия, так как корпус остаётся горячим. Одной половинки свечи хватает на 3 часа горения — это важно для контроля и безопасности. При полностью завешенных окнах температура в салоне держится в пределах +14...+18°C. Такая печка очень надёжна: газовые обогреватели могут сломаться, баллоны — оказаться бракованными или закончиться, а здесь только свечи, котелок и гарантированные 48 часов тепла.
Нам повезло в тот раз, но повторять этот опыт не хочется. Страшно представить, каково было тем людям, которые просто сидели, ждали и смотрели, как заканчивается бензин...
Интересное еще здесь: Обзоры.
Для чего на Юге Урала в автомобилях возят котелок с дырками на дне:совет,который спас сотни жизней!.
