Восстановление автомобильного аккумулятора — задача, с которой может столкнуться каждый автовладелец. В этой статье мы подробно разберем, как вернуть к жизни севший или вышедший из строя источник питания, сэкономив на покупке нового. Для начала важно понять, какие неисправности поддаются ремонту в домашних условиях.
Какие неисправности АКБ можно устранить
Не все поломки аккумулятора фатальны. Существует ряд распространенных проблем, которые вполне реально решить самостоятельно при наличии базовых навыков и инструментов. К ним относятся:
- Сульфатация пластин — образование налета сульфата свинца, снижающего емкость.
- Выкипание электролита, приводящее к снижению уровня жидкости.
- Постоянный саморазряд батареи.
- Короткое замыкание между пластинами (в некоторых случаях).
- Так называемая «переплюсовка» — смена полярности.
- Частичное разрушение или осыпание пластин.
Следуя четким инструкциям, описанным ниже, многие из этих неисправностей можно успешно устранить.
Восстановление высохшего аккумулятора
Если аккумуляторная батарея (АКБ) потеряла электролит из-за выкипания, ее часто можно «оживить». Ключевой элемент процесса — использование дистиллированной воды. Вот пошаговая инструкция:
- Подготовка: Снимите пластиковую крышку аккумулятора с помощью отвертки, открутите защитные колпачки банок.
- Долив воды: С помощью шприца аккуратно добавьте в каждую банку примерно 3 мл дистиллированной воды.
- Начальная зарядка: Подключите аккумулятор к зарядному устройству. Плавно повышайте напряжение, пока на приборе не появится ток заряда (10-20 мА). В сильно разряженных АКБ это может занять 15-30 минут.
- Контроль процесса: Ток начнет постепенно расти. Регулируйте напряжение вниз, чтобы не допустить перезаряда. Когда ток достигнет 100 мА, прекратите снижать напряжение. При достижении 200 мА отключите АКБ от сети на 12 часов.
- Цикл зарядки-разрядки: Снова подключите аккумулятор. Установите ток заряда около 600 мА (для батареи 7 Ач) и заряжайте 4 часа. Через час после зарядки разрядите АКБ до 11 В с помощью 12-вольтовой лампы (например, на 15 Вт). Затем снова зарядите током 600 мА.
Этот метод может не вернуть батарее первоначальную емкость из-за необратимой сульфатации, но позволит продолжить ее эксплуатацию.
Способы восстановления щелочных и кислотных аккумуляторов
Технологии восстановления для щелочных (например, никель-кадмиевых) и кислотных (свинцово-кислотных) аккумуляторов различаются.
Восстановление щелочных АКБ (на примере Д-0,55)
- Замораживание: Разделите батарею на отдельные элементы, поместите их в полиэтиленовый пакет и уберите в морозильную камеру на 1-2 суток.
- Кипячение: После заморозки погрузите элементы в воду, доведите до кипения и кипятите 15 минут.
- Сушка: Остудите элементы в воде, затем промойте холодной водой. Прогрейте на металлической пластине в духовке при 60-70°C в течение 5-10 минут и дайте остыть.
- Зарядка: Произведите зарядку переменным током силой 0,2*С в течение 30 минут. После паузы в несколько часов завершите процесс обычной зарядкой.
Восстановление кислотных (свинцово-кислотных) АКБ
- Промывка содой: Слейте старый электролит, промойте банки горячей водой, затем теплым раствором пищевой соды (3 ч.л. на 100 мл воды). Оставьте раствор на 20 минут, повторите процедуру. Залейте свежий электролит.
- Длительная зарядка: Заряжайте аккумулятор в течение суток, а затем по 6 часов в день на протяжении 10 дней.
- Обратная зарядка (радикальный метод): Потребуется мощный источник (например, сварочный аппарат). Подключите его в обратной полярности (плюс к минусу АКБ) на 30 минут, чтобы «вскипятить» электролит. После этого слейте электролит, промойте АКБ горячей водой, залейте новый раствор и заряжайте 24 часа током 10-15 А, соблюдая новую, установившуюся полярность.
Эти методы достаточно просты для выполнения в гараже.
Реанимация старого или необслуживаемого аккумулятора
Восстановление необслуживаемых аккумуляторов сложнее, так как они имеют герметичный корпус. Для доступа к банкам требуется аккуратно вскрыть верхнюю крышку, которая обычно припаяна или защелкнута.
Полный цикл восстановления:
- Растворите специальную десульфатирующую присадку в свежем электролите и дайте настояться 2 дня.
- Залейте полученный раствор в АКБ до плотности 1,28 г/см³.
- Открутите пробки (если возможно) и начните циклическую зарядку малым током (1/10 от максимального). Избегайте перегрева и кипения.
- Если плотность не меняется несколько часов — батарея заряжена. При необходимости долейте дистиллированной воды до номинальной плотности.
- Разрядите АКБ через нагрузку (лампу), ограничив ток до 0.5-1 А. Измерьте фактическую емкость. Повторите цикл «заряд-разряд» несколько раз для тренировки.
- В конце добавьте присадку и герметизируйте корпус.
Быстрый метод для необслуживаемых АКБ:
- Полностью зарядите аккумулятор.
- Аккуратно слейте старый электролит (часто для этого требуется просверлить небольшие отверстия).
- Промойте банки дистиллированной водой.
- Залейте раствор для десульфатации (например, на основе Трилона Б и 5% аммиака).
- Выждите 30-60 минут — должна начаться активная реакция по очистке пластин. При необходимости повторите.
- Промойте банки, залейте свежий электролит и произведите финальную зарядку.
Работа завершена. Как видите, реанимировать автомобильный аккумулятор своими руками — вполне достижимая цель. Главное — соблюдать технику безопасности, работать в хорошо проветриваемом помещении и использовать средства защиты.
Фотографии были взяты с сайта
Интересное еще здесь: Обзоры.
Как восстановить аккумулятор на автомобиле.