Двигатели-миллионники: почему инженерная ошибка прошлого не повторится

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы обсудим уникальное явление в автомобильном мире — двигатели-миллионники. Так называют силовые агрегаты, чей ресурс приближается к фантастическому показателю в миллион километров пробега. Только вдумайтесь в эту цифру!

Для среднестатистического городского жителя, который проезжает около 20 тысяч километров в год, такого двигателя хватило бы на полвека — целых 50 лет! Даже при более интенсивной эксплуатации, скажем, 50 тысяч километров ежегодно, ресурса хватит на 20 лет. Получается, что
двигатель-миллионник способен верно служить от двух до пяти десятилетий!

Что же еще можно сказать об этих моторах?
По сути, они стали реликтами ушедшей эпохи. Их век подошел к концу, и в будущем подобные двигатели вряд ли появятся снова. И причина тому проста: с современной точки зрения, двигатель-миллионник — это результат инженерной ошибки.

Почему же это считается ошибкой?

Объяснение довольно простое. При проектировании любого автомобиля закладывается определенный срок его службы — обычно это около 10 лет или 200-300 тысяч километров пробега. Все компоненты, включая двигатель, разрабатываются именно под этот расчетный ресурс. Однако 20-30 лет назад технологии проектирования были не столь совершенны. Инженеры, стремясь гарантировать заявленный ресурс в те же 300 тысяч, закладывали огромные запасы прочности «на всякий случай». В результате некоторые моторы, благодаря этим сверхнормативным запасам, стали преодолевать не 300 тысяч, а целый миллион километров, став легендарными «миллионниками».

Хорошо бы, если бы подобные «ошибки» случались и с кузовами, чтобы они никогда не ржавели, правда?

Сегодня ситуация кардинально изменилась. Инженеры используют мощные компьютеры, системы автоматизированного проектирования (CAD) и сложное математическое моделирование. Это позволяет с хирургической точностью рассчитывать детали под строго заданный ресурс — те самые 200-300 тысяч километров. Я на собственном опыте убедился в этом. У меня был новый 2.0-литровый турбодизель, который отработал ровно 250 тысяч километров, после чего его пришлось заменить. Этот пример наглядно показывает, что двигатели-миллионники — действительно ошибка инженеров прошлого, как я и говорил.
Их эпоха закончилась, ведь пик производства таких моторов пришелся на период до 2010 года, и в будущем их уже не будет. Хорошо это или плохо? Ответ зависит от точки зрения. Современные технологии развиваются стремительно, и
автомобиль морально устаревает очень быстро. Практически каждые пять лет происходит технологический скачок.

Интересное: Bentley Continental GT 6.0 L twin turbo - поселилась в блоке front body control module, непонятная ошибка "00668".

Машины меняются и внешне, и внутренне. Особенно заметен прогресс в электронике: уже сейчас автомобили умеют парковаться самостоятельно, а вскоре смогут и ездить без водителя. В условиях такого быстрого устаревания, с коммерческой точки зрения нет смысла создавать «вечные» автомобили и двигатели-миллионники. Современный автомобиль рассчитан примерно на 10 лет эксплуатации или 300 тысяч километров пробега — не больше.

Можно ли сегодня создать по-настоящему долговечный автомобиль?

Меня часто спрашивают: а способны ли современные производители выпустить автомобиль, который прослужит действительно долго? Двигатель на миллион километров, вечный кузов и сверхнадежные узлы?

Технически — безусловно, да! С точки зрения инженерии и материаловедения создать такой автомобиль возможно. Можно использовать особо прочные сплавы, керамические покрытия, инновационные решения в конструкции — секрета здесь нет.

Тогда почему этого не делают? Причины, по сути, две:

  • Первая причина — моральное устаревание. Как уже говорилось, технологии меняются так быстро, что сверхдолговечная машина устареет морально еще до того, как исчерпает свой физический ресурс.
  • Вторая причина — стоимость. Чем долговечнее автомобиль, тем дороже материалы и сложнее производство. Готовы ли мы, потребители, платить за машину в два или три раза больше, зная, что через 5-10 лет она безнадежно устареет по оснащению и дизайну?

Какой же можно сделать вывод?

Да, в прошлом существовали удивительные двигатели-миллионники, бьющие все рекорды долговечности. Однако стоит помнить, что даже в тех автомобилях кузов и другие элементы далеко не всегда выдерживали такой пробег — через 10-15 лет требовалась серьезная борьба с коррозией и ремонт. В современных реалиях стремление к такой абсолютной, почти избыточной долговечности потеряло свой экономический и практический смысл. Вот, собственно, и все, что я хотел рассказать о феномене двигателей-миллионников.

Жду ваших мнений и комментариев под этой статьей и, кстати, не забывайте подписываться на наш раздел. Всего вам доброго и удачных дорог!

Интересное еще здесь: Обзоры.

Двигатель миллионник – ошибка инженеров.