Топливная система автомобиля — это комплекс взаимосвязанных компонентов, и выход из строя любого из них, включая бензонасос, способен полностью парализовать работу машины. Функция насоса заключается не только в подаче горючего из бака к двигателю, но и в поддержании стабильного давления в топливной магистрали. Его неисправность приводит к нарушению работы всего силового агрегата, вплоть до полной невозможности запуска.
Симптомы неисправности топливного насоса
Вне зависимости от типа привода (механический или электрический), о проблемах с бензонасосом сигнализируют схожие признаки:
• Неустойчивая работа двигателя: рывки и провалы при движении, а также на холостом ходу.
• Затрудненный пуск или полный отказ двигателя заводиться.
• Повышенный и неравномерный расход топлива.
• Перегрев силового агрегата без видимых причин.
Причины поломок механического бензонасоса
Насосы с механическим приводом, часто встречающиеся на карбюраторных автомобилях, выходят из строя по следующим причинам:
• Заклинивание или износ штока привода.
• Разрыв рабочей мембраны.
• Износ впускного и выпускного клапанов или их седел.
• Неправильная установка клапана вследствие деформации от нагрузок.
• Образование паровой пробки в корпусе (эффект кавитации).
• Сильное загрязнение топливного фильтра, ведущее к перегрузке насоса.
Причины поломок электрического бензонасоса
Электрические насосы, устанавливаемые в инжекторных системах, имеют свою специфику:
• Перегрев электродвигателя насоса (частая причина — езда с почти пустым баком, так как топливо выполняет роль охлаждающей жидкости).
• Межвитковое замыкание обмотки электродвигателя.
• Заклинивание ротора (якоря) насоса.
• Регулярное перегорание предохранителей топливной цепи.
• Неисправность реле управления бензонасосом.
• Обрыв проводки или короткое замыкание в цепи питания.
• Загрязнение сетчатого фильтра-пакленника на входе в насос.
Интересное: Увидел, что сосед поднимает дворники на ночь зимой - рассказываю, почему так делать не стоит.
Диагностика и методы устранения неисправностей
Перед началом ремонта крайне важна точная диагностика. Существуют методики проверки давления в топливной рампе, потребляемого тока и целостности электрических цепей, которые можно выполнить самостоятельно при наличии знаний и оборудования. В противном случае рекомендуется обратиться к специалистам.
Пути решения проблем зависят от типа насоса:
• Для механического насоса: Замена изношенных деталей — мембраны, клапанов, штока. Обязательно нужно найти и устранить причину перегрева, если она есть. Прочистка топливных каналов и замена фильтров.
• Для электрического насоса: Проверка и замена предохранителей и реле. Диагностика и восстановление цепи питания. Замена вышедших из строя клапанов (например, обратного). Обязательная замена фильтров тонкой и грубой очистки топлива.
Важный подготовительный этап — тщательная промывка корпуса и элементов насоса. Иногда проблема заключается лишь в сильном загрязнении, и чистка позволяет восстановить работоспособность без замены деталей. Однако стоит помнить, что грубые механические методы очистки могут нанести вред.
Все сильно изношенные или поврежденные компоненты подлежат замене. Ремонт, такой как пайка обмотки или восстановление мембраны, часто недолговечен и экономически нецелесообразен. Если после замены всех потенциально неисправных элементов и качественной промывки проблема не устранена, единственным надежным решением становится замена бензонасоса в сборе. Это более затратный, но гарантированный способ вернуть автомобилю работоспособность.
Интересное еще здесь: Обзоры.
Почему появляются проблемы с бензонасосом и что с ними делать. Машинка снова ожила.
