Porsche 917: Легендарный болид, завоевавший Ле-Ман

Porsche 917 — это не просто автомобиль, а символ эпохи, машина, созданная с единственной целью: побеждать и устанавливать рекорды. В 1970-х годах он стал настоящей иконой мирового автоспорта, особенно в гонках на выносливость. Хотя команда Porsche является абсолютным рекордсменом по количеству побед в престижной гонке «24 часа Ле-Мана» (18 раз, включая впечатляющую серию из 7 побед подряд с 1981 по 1987 год), путь к первому триумфу на этой трассе был тернист. Именно для покорения Ле-Мана и был создан уникальный Porsche 917.

За основу для будущей легенды взяли шасси от купе Porsche 908, но подвергли его кардинальной переработке. Инженеры сделали ставку на передовые для своего времени материалы: алюминиевые и титановые сплавы, а также магний. Это позволило создать невероятно легкое и прочное шасси, способное выдержать мощнейший 12-цилиндровый оппозитный двигатель. Porsche стал пионером, создав «боксер» с таким количеством цилиндров и воздушным охлаждением, для которого сверху установили массивный вентилятор. Опыт в создании оппозитных моторов для моделей 356, 550 и 911 оправдался: 4,5-литровый агрегат с системой впрыска топлива выдавал около 580 лошадиных сил при 8400 оборотах в минуту. При собственном весе всего 800 кг Porsche 917 с легкостью преодолевал барьер в 340 км/ч. После испытаний различных версий, включая кабриолеты, для Ле-Мана была выбрана модификация с жесткой крышей.

Трудный старт и гениальное решение

Публичная премьера Porsche 917 состоялась на Женевском автосалоне в 1969 году. Низкий (всего 94 см в высоту) обтекаемый автомобиль с дверями, открывающимися вверх, произвел фурор. Однако первые же тесты выявили серьезные проблемы, главная из которых — опасная неустойчивость на высоких скоростях из-за недостаточной прижимной силы. В то время такие аэродинамические решения, как спойлеры, только начинали применяться в гонках. Кроме технических сложностей, проект 917 создал для компании финансовые проблемы: по правилам FIA требовалось построить не менее 25 экземпляров. Излишки машин, стоивших как десять дорожных Porsche 911 (около 140 тысяч марок), пытались продать частным командам, но это не окупило затрат. Ситуацию спас Джон Уайер, директор команды Gulf Team, который не только приобрел несколько машин, но и заключил контракт с Porsche, фактически став заводской командой. После долгих тестов Уайер нашел элегантное решение проблем с аэродинамикой: он немного укоротил заднюю часть кузова и установил спойлер. Так родилась знаменитая модификация Porsche 917К.

Интересное: Обзор Porsche 718 GTS.

Триумф в Ле-Мане и абсолютное доминирование

Все доработки были готовы к сезону 1970 года. Несмотря на усилия главного конкурента, Ferrari, представившего новое купе 512, Porsche 917К показал подавляющее превосходство. Результатом сезона стали 8 побед в 12 гонках и чемпионский титул. Самым ценным трофеем, конечно, стала долгожданная победа в Ле-Мане. Против пяти Porsche вышли 11 Ferrari, но немецкие болиды заняли два первых места на подиуме. Особую ответственность пилотам придавало то, что старт гонке давал лично Фердинанд Порше. Победителями стали Ричард Эттвуд и Ганс Германн.

Апогей мощи и уход на пике славы

К 1973 году был создан еще более совершенный и невероятно мощный Porsche 917/30. Его 5,4-литровый турбированный двигатель в квалификационной версии развивал фантастические 1560 л.с., а в гоночной — 1100 л.с., что до сих пор делает его одним из самых мощных болидов в истории. На овальных трассах в США он разгонялся до 390 км/ч, а до 100 км/ч ускорялся за 1,9 секунды. Доминирование было абсолютным: 7 побед в 8 гонках и титул для пилота Марка Донохью. Как это часто бывает в автоспорте, чрезмерное превосходство привело к запрету машины регламентом. Porsche 917 ушел непобежденным. Он успел установить и последний рекорд: в 1975 году Марк Донохью показал среднюю скорость 356,5 км/ч на трассе в Талладеге. Наследие 917 вдохновило Porsche на возвращение в Ле-Ман в 2015 году с гибридным Porsche 919, который достойно продолжил победные традиции.

Сегодня Porsche 917 — желанный экспонат для самых известных автомобильных коллекций мира. Даже не самые титулованные экземпляры оцениваются в миллионы долларов, а рекордный 917/30 был продан за 4,4 миллиона. Это неудивительно, ведь 917 — это уникальная легенда, машина, не имевшая аналогов ни до, ни после своего времени. Для тех, кто мечтает прикоснуться к легенде, существуют современные реплики, но подлинный дух победителя живет только в оригинальных автомобилях, рожденных побеждать.

Интересное еще здесь: Обзоры.

Легенда №917. Porsche рожденный побеждать..