Porsche 917 был обречен побеждать и ставить рекорды. Он стал настоящей иконой гоночного мира 70х годов.Больше всего побед в самой престижной гонке на выносливость "24 часа Ле-Мана" на счету команды Porsche. 18 раз они занимали высшую ступень пьедестала, из них 7 раз подряд — с 1981 по 1987 год. Но поначалу французская трасса долго не покорялась Porsche. И тогда было решено создать уникальный Porsche 917.
За основу для модели, получившей обозначение 917, взяли шасси уже существующего купе Porsche 908, но кардинально изменили его. В конструкции широко использовали алюминиевые и титановые сплавы, магний. Они были легкими и прочными, ведь шасси должно было выдержать вес и мощь огромного 12-цилиндрового оппозитного двигателя. До Porsche никто не пробовал создавать моторы типа «боксер» с таким количеством цилиндров. Мало того, мотор имел воздушное охлаждение – сверху установили огромный вентилятор, засасывавший кислород. Штутгартская компания, как известно, на оппозитных двигателях собаку съела: ими оснащали популярные серийные Porsche 356, 550 и 911. Смелое решение действительно помогло – 4,5-литровый двигатель с впрыском топлива развивал 580 л. с. при 8400 об/мин. А поскольку Porsche 917 весил всего 800 кг, то он без проблем развивал скорость свыше 340 км/ч. В испытаниях принимали участие купе и кабриолеты, но для Ле-Мана в конце концов выбор остановили на версии с жесткой крышей.
Премьера Porsche 917 состоялась на Женевском автосалоне 1969 года. Обтекаемый автомобиль высотой всего 94 см с поднимающимися вверх дверьми привлек внимание посетителей автошоу. Но уже первые тесты открыли недостатки 917-ой модели. Самый опасный из них – плохая управляемость на высоких скоростях. Автомобилю не хватало прижимной силы, так как он не имел спойлера. В то время эту технологию только начали внедрять в автоспорте.Кроме того, Porsche 917 принес компании и финансовые проблемы. По правилам FIA нужно было собрать не менее 25 автомобилей. Поскольку заводской команде не нужно было столько машин, то их решили продавать частным пилотам. Купе стоило 140 тыс. марок, то есть как десяток дорожных Porsche 911. Но даже при такой цене затраты на разработку и производство окупить не удалось.Спас положение Джон Уайер, директор гоночной команды Gulf Team. Он рискнул приобрести несколько Porsche 917 и даже подписал контракт с Porsche. Теперь его команда стала заводской. После продолжительных тестов Уайер улучшил аэродинамику автомобиля.
Интересное: Обзор Porsche 718 GTS.
Причем довольно оригинальным способом – просто немного обрезал «хвост» машины и установил небольшой спойлер. Модель назвали Porsche 917К.Вышеперечисленные доработки были готовы к сезону 1970 года. Но и конкуренты не дремали: главный соперник Ferrari подготовил новейшее купе 512 с 550-сильным V12. Впрочем, итальянцы не смогли навязать достойную борьбу. Результат – ошеломляющий успех Porsche в сезоне 1970 года: 8 побед на 12 этапах и первое место в чемпионате.Ценнейшим трофеем стал, конечно же, Ле-Ман. Ferrari решили взять числом. Пяти штутгартским болидам противостояли 11 жеребцов с Маранелло. Но Porsche 917 не подкачал и без проблем занял первые два места на подиуме. Пилоты попросту не имели права проиграть, ведь чести дать старт гонке удостоился сам Фердинанд Порше. Естественно, они не могли оконфузиться перед шефом. Победителем стал экипаж Ричарда Эттвуда и Ганса Германна.
К 1973 году подготовили еще более совершенный Porsche 917/30. Его 5,4-литровый турбомотор развивал невероятные 1560 л. с. в квалификационной версии и 1100 л. с. – в гоночной. До сих пор это самый мощный болид всех времен. На американских гоночных овалах 917/30 развивал 390 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал всего 1,9 с! Автомобиль завоевал семь побед в восьми соревнованиях и принес чемпионский титул Марку Донохью. Соперники решили бороться с Porsche уже проверенным способом: его снова запретили. Теперь уже окончательно. Porsche 917 ушел на пике славы. Хотя ему все же удалось еще несколько раз привлечь к себе внимание. В 1975 году Марк Донахью за его рулем установил рекорд скорости на круге. Он промчал по трассе в Талладеге (США) со средней с показателем 356,5 км/ч.Слава Porsche 917 и его наследников подтолкнула немецкую марку к возвращению в Ле-Ман в 2015 году. Новый Porsche 919 Hybrid оказался достойным продолжателем традиций и уже дважды выиграл эту гонку.
В наши дни Porsche 917 хранятся в самых известных автомобильных коллекциях мира. Даже болиды, не выигравшие ни одной гонки, стоят не менее миллиона долларов, а сверхмощный 917/30 продали с аукциона за 4,4 миллиона. В этом нет ничего удивительного, ведь Porsche 917 – настоящая гоночная легенда. Наверное, ни до, ни после него в Ле-Мане не побеждал столь необычный болид. А за меньшие деньги предлагают современные копии уникального Porsche.
Интересное еще здесь: Обзоры.