Трудящееся возникновение завода Паз и его техники
История легендарного автобуса ПАЗ началась в далеком 1930 году, когда в Нижнем Новгороде стартовало строительство автомобильного завода. Для его обеспечения в 1932 году в Павлово-на-Оке был создан филиал — Завод автотракторных инструментов (ЗАТИ). С началом Великой Отечественной войны предприятие, как и вся страна, перешло на выпуск военной техники и боеприпасов. После Победы, вплоть до 1952 года, завод продолжал производить специализированное оборудование для автомобильной промышленности.
Второе рождение ПАЗ: становление автобусного гиганта
Кардинальная трансформация завода началась в 1950 году, когда он был переименован в Павловский автобусный завод. К 1952 году завершилось переоснащение цехов, и 5 августа с конвейера сошла первая партия из пяти автобусов. Первой моделью стал ПАЗ-651, созданный на базе грузовика ГАЗ-51. Завод планировал выпустить около 10 000 таких машин. В 1958 году документация и оснащение для производства этой модели были переданы на Курганский автобусный завод, чтобы увеличить выпуск столь необходимого стране и гражданам транспорта.
Эпоха инноваций и народная любовь
К этому времени конструкторы ПАЗа уже разработали принципиально новую модель. ПАЗ-652 стал настоящим прорывом: это была бескапотная конструкция, а одна из его модификаций получила полный привод, что сделало автобус незаменимым для работы в сложных условиях. Успешная 652-я модель постоянно модернизировалась.
Интересное: История компании TESLA.
На её базе был создан востребованный ПАЗ-672, выпускавшийся вплоть до 1989 года. Производство этой модели стартовало в 1968 году. Руководству завода удавалось налаживать выпуск новых образцов, не останавливая основную конвейерную линию. Конструкторы непрерывно совершенствовали базовые модели, расширяя модельный ряд. В конце 1970-х годов продукция ПАЗа впервые была представлена на международных выставках, что стало признанием её качества.Испытание 90-ми и новая легенда
Несмотря на сложности экономического кризиса, перестройки и распада СССР, коллектив Павловского завода сумел разработать и освоить производство новой модели — ПАЗ-3205. Её массовый выпуск, продолжавшийся с 1990-х до 2000-х годов, стал самым масштабным в истории предприятия. На базе этой модели было создано более 30 модификаций, способных работать в разных климатических зонах и для различных нужд, включая люксовые и узкоспециальные варианты. Завод также первым в России разработал и начал выпуск низкопольного автобуса малого класса.
ПАЗ в новом тысячелетии: служение людям
С начала 2000-х годов были кардинально расширены производственные мощности. Предприятие приступило к выпуску автобусов среднего и большого класса, а также техники для международных перевозок. Однако жесткая конкуренция не позволила заводу прочно закрепиться на рынке большегрузных моделей, и фокус сместился на малую технику. С середины 2000-х Павловский завод активно участвует в государственных программах, в частности, обеспечивая школы специализированным транспортом.
Сегодня история ПАЗа — это современное производство классических автобусов малого класса в самых разных модификациях. Государственные награды и премии предприятия — прямое свидетельство высокого качества и надежности его продукции, которая десятилетиями заслуживала народное признание. Граждане особенно ценили автобусы ПАЗ за их неприхотливость, ремонтопригодность, способность работать в самых суровых условиях и доступность запчастей. Проход квалифицированного трудящегося коллектива покажет свой результат.
Интересное еще здесь: Обзоры.

