Обкатка тормозных дисков и колодок: необходимость, правила и последствия игнорирования

Добрый день, уважаемые читатели!

Важность правильной обкатки тормозов

Один из частых вопросов, который возникает после замены тормозных компонентов: нужно ли обкатывать новые тормозные диски и колодки, и если да, то как это правильно делать? Многие автовладельцы сталкиваются с мнением, будто современные детали не требуют притирки, однако это опасное заблуждение.

Реальный случай из практики

Проблема игнорирования обкатки хорошо иллюстрируется реальной историей. Клиент приобрел и установил новые тормозные диски с колодками. На вопрос о необходимости притирки, сотрудники сервиса ответили, что это не требуется. Через два месяца автовладелец вернулся с серьезной проблемой: после экстренного торможения со скорости 120 км/ч и проезда через глубокую лужу диски повело. Как выяснилось, причиной стала именно отсутствие правильной обкатки, что привело к неравномерному распределению тепла и деформации.

Зачем нужна притирка?

Итак, вернемся к ключевому вопросу: нужно ли притирать колодки и диски? Ответ однозначный — да. Этот процесс необходим по двум основным причинам. Во-первых, в ходе обкатки увеличивается площадь пятна контакта между колодкой и диском, что напрямую влияет на эффективность торможения. Во-вторых, происходит равномерное распределение фрикционного материала с колодки по рабочей поверхности диска. Это создает стабильный слой, который минимизирует риск возникновения вибраций (биения) и обеспечивает плавную работу тормозной системы.

Как правильно проводить обкатку?

Процесс обкатки (или притирки — называйте как удобно) не требует сложных манипуляций, но предполагает соблюдение определенных правил. В течение первых 300-500 километров после замены следует избегать:

  • Экстренных (резких) торможений.
  • Длительных, затяжных торможений, например, при спуске с горы.

В этот период эффективность торможения может быть несколько ниже обычной. Однако такая осторожность окупится в будущем: вы получите максимально эффективную и безопасную тормозную систему, а также продлите срок службы установленных компонентов.

Интересное: Почему при стоянке на спуске нужно включать заднюю, а под горку - первую передачу?.

Что делать, если появился скрип?

Появление скрипа новых колодок — не всегда повод для беспокойства. Если вы соблюдали правила обкатки, дайте системе немного больше времени. Часто скрип проходит самостоятельно по мере завершения притирки. Если звук не исчез, возможны две основные причины:

  1. Несовместимость материалов колодок и дисков (такое действительно случается).
  2. Попадание в тормозной механизм мелких абразивных частиц (песка, грязи).

В качестве диагностики можно попробовать выполнить несколько умеренно-резких торможений с скорости около 80 км/ч на безопасном участке дороги. Иногда это помогает «очистить» поверхности. Если скрип persists (сохраняется), это сигнал для визита в сервис для профессиональной диагностики.

Правильная обкатка тормозов — это простое, но критически важное действие для безопасности и долговечности вашей тормозной системы. Не пренебрегайте этим этапом.

Спасибо за внимание! Безопасных вам дорог.

Интересное еще здесь: Обзоры.

Нужно ли обкатывать тормозные диски и колодки?.