Импортозамещение активно вошло в наш лексикон в 2014 году, когда на волне антироссийских санкций ряд иностранных компаний прекратили сотрудничество с отечественными партнерами, в том числе работающими в сфере производства автозапчастей и автокомпонентов. Однако это не является новацией и многие страны сталкивались с подобной проблемой. Давайте рассмотрим международный опыт импортозамещения на конкретных примерах.
Если обращаться к истории вопроса, то наиболее ярко процесс импортозамещения и его влияние на развитие промышленности (в том числе, промышленности автокомпонентов) и экономики проявлялись в странах Азии, прежде всего, Китае и Южной Корее. Если какие-то 20-25 лет назад над автокомпонентами азиатского производства откровенно потешались из-за низкого качества, то в наши дни их абсолютное большинство автокомпонентов и автозапчастей сегмента Aftermarket производится именно в Китае и Южной Корее.
При этом в практике импортозамещения в Китае и Южной Корее имеются достаточно серьезные отличия. Так, в Южной Корее стратегия импортозамещения была построена на основе лицензионного производства автозапчастей и автокомпонентов с их последующей доработкой и совершенствованием. Основными партнерами выступали немецкие и японские производители. Подобное сотрудничество было обусловлено тем фактом, что ряд выпускаемых в Южной Корее автомобилей являлись лицензионными копиями, либо были разработаны в сотрудничестве с немецкими (Mercedes-Benz) и японскими (Mitsubishi) автопроизводителями. В дальнейшем, на основе полученных технологий создавались свои образцы продукции, не уступающие, а в чем-то даже и превосходящие продукцию мировых брендов. В свою очередь, китайская стратегия импортозамещения предусматривала как сотрудничество с крупнейшими мировыми производителями автомобилей и автокомпонентов, так и фактически заимствование деталей и технологий без приобретения соответствующих лицензий, а также промышленный шпионаж.
Общим фактором, повлиявшим на успех обеих стратегий импортозамещения, послужило наличие относительно дешевой рабочей силы, что, даже несмотря на достаточно высокую стоимость логистики, позволяло обеспечить крайне привлекательную для потребителей стоимость продукции. При этом, что в Южной Корее, что в Китае достаточно быстро была сформирована собственная инженерная школа. Это позволило перейти от непосредственно копирования и производства иностранных образцов к их доработке, либо выпуска абсолютно новых продуктов с учетом специфики и требований местного или международного рынка автокомпонентов.
Интересное еще здесь: Обзоры.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА АВТОКОМПОНЕНТОВ.