Термин "импортозамещение" стал широко известен в России после 2014 года, когда из-за санкций многие зарубежные компании свернули сотрудничество с отечественными производителями, включая сектор автозапчастей и компонентов. Однако такая ситуация — не уникальна. Многие государства в разное время сталкивались с необходимостью развивать собственную промышленность, заменяя импортные товары. В этой статье мы проанализируем, как с этой задачей справились две азиатские страны — Китай и Южная Корея, ставшие сегодня мировыми лидерами в производстве автокомпонентов.
От насмешек к мировому лидерству
Еще 20-25 лет назад автозапчасти из Азии часто считались синонимом низкого качества. Сегодня же ситуация кардинально изменилась: подавляющая часть компонентов для вторичного рынка (Aftermarket) производится именно в Китае и Южной Корее. Их путь к успеху — это яркий пример эффективного импортозамещения, которое не только насытило внутренний рынок, но и позволило выйти на глобальный уровень.
Две разные стратегии: лицензии против заимствования
Несмотря на общий результат, подходы Китая и Южной Кореи к импортозамещению в автопроме существенно различались.
Южнокорейская модель была основана на легальном лицензионном производстве. Страна активно сотрудничала с немецкими и японскими гигантами, такими как Mercedes-Benz и Mitsubishi. Это было логично, так как многие корейские автомобили того времени были лицензионными копиями или совместными разработками. Получив технологии, корейские инженеры не просто копировали детали, а совершенствовали их, что в итоге привело к созданию собственных продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке.
Китайский путь оказался более гибким и комплексным. Наряду с официальным сотрудничеством с мировыми брендами, широко практиковались обратный инжиниринг (изучение и копирование образцов без лицензии) и даже промышленный шпионаж. Это позволяло быстро осваивать технологии и наращивать производственные мощности.
Общие ключи к успеху
Обе стратегии, несмотря на различия, опирались на два важнейших фактора. Во-первых, это наличие доступной рабочей силы, которая даже с учетом логистических издержек позволяла предлагать продукцию по очень привлекательным ценам. Во-вторых, и в Корее, и в Китае в короткие сроки была создана собственная сильная инженерная школа. Это позволило перейти от простого копирования к глубокой доработке и, в конечном счете, к самостоятельным инновациям и разработке новых продуктов, отвечающих запросам как местного, так и международного рынка.
Интересное еще здесь: Обзоры.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА АВТОКОМПОНЕНТОВ.
