Полусинтетические масла: когда их выбор оправдан, а когда лучше переплатить

Несмотря на растущую популярность полностью синтетических масел, которые часто рекомендуются для современных автомобилей, на полках магазинов по-прежнему видное место занимают полусинтетические составы. В этой статье мы подробно разберем, в каких ситуациях их использование экономически и технически целесообразно, а когда инвестиции в более дорогую «синтетику» являются необходимостью.

Классификация масел: от минералки до синтетики

Практически все моторные масла производятся из нефти, но различаются степенью и методом обработки. Исключение — истинно синтетические масла (fully synthetic) на основе ПАО. Американский институт нефти (API) классифицирует базовые масла на четыре группы, что помогает понять их происхождение и свойства.

Рассмотрим каждую группу подробно, чтобы понять, из чего состоит полусинтетика.

  • Группа I: Классическая минералка. Это самые доступные масла, полученные путем простой очистки нефтяных дистиллятов растворителями. Они имеют темный цвет, характерный запах, содержат много серы и ненасыщенных углеводородов. Это приводит к быстрому окислению, образованию отложений и коррозии. Низкий индекс вязкости означает плохую текучесть на морозе. Такие масла несовместимы с современными каталитическими нейтрализаторами.
  • Группа II: Улучшенная минералка. Масла, прошедшие гидроочистку — обработку водородом. Это удаляет большую часть серы и азота, улучшая стабильность и снижая коррозионную активность. Однако проблема с высоким содержанием парафинов и, как следствие, с низкотемпературными свойствами остается.
  • Группа III: Масла гидрокрекинга (HC-синтетика). Здесь происходит качественный скачок. Парафины, которые на морозе загустевают, с помощью гидрокрекинга превращаются в разветвленные углеводороды. Результат — практически бесцветные, чистые жидкости с отличной текучестью при низких температурах. Именно они позволяют создавать масла с маркировкой 0W. В России и многих других странах такие масла legally называют синтетическими.

    Интересное: Почему даже в наше время стоит выбирать МКПП вместо АКПП? В чем плюсы и минусы? Рассказываю.

  • Группа IV: ПАО (Polyalphaolefins). Элита среди масел, создаваемая путем химического синтеза. Обладают выдающейся стабильностью, минимальной испаряемостью и сохраняют текучесть даже при экстремальном холоде (до -50°C). Главные недостатки — высокая цена и плохая естественная растворимость присадок, что усложняет и удорожает производство готового продукта.

Что такое полусинтетическое масло?

Исходя из классификации, в русскоязычной практике синтетическими считаются масла на базе III и IV групп, а минеральными — на базе I и II групп. Полусинтетика — это компромиссный продукт, представляющий собой смесь минеральной (чаще II группы) и синтетической (обычно III группы) основы.

Плюсы полусинтетических масел

Зачем смешивать? Основная цель — улучшить свойства доступной минеральной основы без резкого роста цены.

  • Цена. Это ключевое преимущество. Добавление 15-30% синтетической компоненты увеличивает себестоимость всего на 15-20% по сравнению с чистой минералкой, делая продукт очень привлекательным по цене.
  • Улучшенные низкотемпературные свойства. Синтетическая составляющая (обычно маловязкая, 4 сСт) значительно снижает температуру застывания смеси. Это позволяет получить масла классов 5W или 10W, что облегчает холодный пуск двигателя зимой.
  • Хорошая растворимость присадок. Минеральная основа отлично удерживает традиционные, недорогие пакеты присадок, что также положительно сказывается на конечной стоимости.

Минусы полусинтетических масел

Компромиссная природа полусинтетики накладывает и существенные ограничения.

  • Сокращенный срок службы. Главный недостаток — меньшая устойчивость к окислению и термическому разложению по сравнению с полноценной синтетикой. Ресурс полусинтетического масла примерно в 2 раза меньше, приближаясь к показателям минерального. Это требует более частых замен.
  • Не для современных агрегатов. Полусинтетика не соответствует допускам и требованиям современных двигателей, высоконагруженных трансмиссий (АКПП, вариаторов) и редукторов. Инженеры при их проектировании закладывают использование стабильных синтетических масел.

Выводы: когда выбирать полусинтетику?

Подведем итог. Основной плюс полусинтетики — низкая цена, главный минус — ограниченный ресурс. Ее применение оправдано в следующих случаях:

  • Для автомобилей возрастом 10-15 лет и старше (как отечественных, так и старых иномарок), конструкция которых изначально рассчитана на минеральные масла.
  • Для простых атмосферных двигателей без турбин и сложных систем.
  • Когда бюджет на обслуживание ограничен, но при этом владелец готов соблюдать укороченные интервалы замены масла.

Для современных автомобилей, а также для продления ресурса любого двигателя, предпочтение следует отдавать качественным синтетическим маслам, соответствующим допускам производителя.

Надеюсь, эта информация поможет вам сделать осознанный выбор.

Вам также может быть интересно:

Черное моторное масло - плохо или хорошо?

Окисляется ли масло при хранении?

Чем отличаются трансмиссионные и моторные масла?

Интересное еще здесь: Обзоры.

Плюсы и минусы полусинтетических масел.