В современном мире смазочных материалов все большую популярность завоевывают синтетические масла, а большинство современных автомобилей предусматривает исключительно использование "синтетики". И в то же время на прилавках автомагазинов значительную часть места занимают полусинтетические масла. Разберемся, в каких случаях их использование оправдано, а в каких лучше потратиться на более качественный продукт.
Разберем основные фундаментальные отличия минеральных, полусинтетических и синтетических масел. По большому счету, практически все масла на рынке представляют собой продукты перегонки нефти, подвергнутые тому или иному методу обработки. Исключение составляют истинно синтетические масла (fully synthetic), основа которых (ПАО, ПолиАльфаОлефины) получается при полимеризации непредельных углеводородов. Масла в зависимости от степени очистки делят на 4 группы по версии API (American Petroleum Institute):
Пройдемся по каждой из групп поподробнее.
- Масла I группы. Самая дешевая минералка. Получается при очистке нефтяных вакуумных дистиллятов с помощью растворителей. При этом удаляется полиароматика, сильно окрашенные вещества, некоторая часть серо- и азотсодержащих органических соединений. В общем и целом, это позволяет из страшной черно-коричневой вонючей и токсичной жидкости получить слабо-коричневое, не очень приятно пахнущее, не вызывающее онкологию при работе нечто. В этих маслах много серы, что вызывает коррозию металла при окислении масла (появляется серная кислота), много ненасыщенных углеводородов, которые легко подвергаются окислению и полимеризации, что быстро приводит к выходу смазки из строя. Естественно, подобные вещи не должны приходить в соприкосновение с катализатором, ибо они его убьют. Обладают низким индексом вязкости из-за высокого содержания парафиновых углеводородов.
- Масла II группы. В целом та же минералка, но прошедшая гидроочистку - обработку водородом под давлением на катализаторе. Обладает низким содержанием серы и азота (улетают в виде сероводорода и аммиака при обработке). Обладает более презентабельным внешним видом, не вызывает коррозию, дольше живет при эксплуатации. Из-за высокого содержания парафинов низкий индекс вязкости (то есть плохие низкотемпературные свойства)
- Масла III группы (гидрокрекинговые или VHVI). Сюда же нужно закинуть продвигаемый Shell GTL (Gas To Liquid, получаемый ими из природного газа).
Интересное: Почему даже в наше время стоит выбирать МКПП вместо АКПП? В чем плюсы и минусы? Рассказываю.
В какой-то момент кому-то пришла в голову гениальная мысль - а почему бы не превратить бесполезные парафины, которые застывают при низкой температуре и заставляют водителей страдать при запуске машины в мороз, в разветвленные углеводороды, которые нормально текут и при низкой температуре? И получили! Процесс такой обработки назвали гидрокрекингом. Осуществляется он с помощью обработки водородом на специальных катализаторах. В результате получаются абсолютно бесцветные жидкости почти без запаха, не загрязненные серой и азотом. И именно они позволяют получать готовые продукты марки 0W, так облегчающей жизнь жителям северных регионов. - Масла IV группы (ПАО). Элита в мире смазок. Получаются при полимеризации децена-1 в строго контролируемых условиях. Обладают отменными низкотемпературными свойствами (застывают при температуре около -50 градусов при вязкости 4 сСт), устойчивы к окислению, мало испаряются. Недостатков у них два: цена и плохая растворимость присадок в них, что вынуждает производителей искать другие присадки, что в конечном счете увеличивает стоимость конечного продукта.
В русскоязычном пространстве синтетическими называют масла, все базовые масла в которых принадлежат III и IV группам. На Западе синтетическими считаются только базовые масла IV группы. Соответственно, масла I и II групп составляют минералку.
Таким образом, полусинтетика - это масло, полученное смешением минерального и синтетического масла. Зачем это делать? Как я уже упоминал ранее, минеральные масла густеют при низкой температуре, что затрудняет или делает полностью невозможной эксплуатацию техники в холодное время года. Для устранения этого недостатка в состав вводится жидкая синтетика (обычно 4 сСт), что позволяет получать масла с классом вязкости 5W, имеющих себестоимость всего на 15-20% выше минералки. Также растворимость присадок в подобных смесях очень хороша, поэтому можно использовать не особо навороченные пакеты, которые производятся уже десятилетиями во всех точках земного шара. Это опять же понижает себестоимость.
Основной недостаток полусинтетических масел - это их плохая устойчивость к окислению и разложению (частично компенсируется присадками), что сокращает их срок службы по сравнению с синтетическими маслами примерно в 2 раза.
Подведем итоги. Основной плюс полусинтетических масел - это их низкая цена, основной минус - срок службы как у минералки. В современные двигатели, автоматические коробки и мосты их лить нельзя - при разработке инженерами закладывается использование синтетических масел. Если речь идет о 10-летнем отечественном автомобиле или о 15-20 летней иномарке, то применение вполне допустимо, если вам не лень часто проводить замену.
Надеюсь, данная статья была вам полезна.
Вам также может быть интересно:
Черное моторное масло - плохо или хорошо?
Окисляется ли масло при хранении?
Чем отличаются трансмиссионные и моторные масла?
Интересное еще здесь: Обзоры.