ВАЗ-2122 «Река»: советская амфибия, так и не дошедшая до конвейера

Всем привет! Параллельно с созданием легендарного внедорожника ВАЗ-2121 «Нива», ставшего первым по-настоящему успешным гражданским полноприводным автомобилем в СССР, конструкторы Волжского автозавода работали и над его военной модификацией, рассчитывая на оборонные заказы. Несмотря на то что основные силы были брошены на «Ниву», разработка её упрощённого варианта шла одновременно с основным проектом.

Рождение амфибии

К 1974 году был готов полноразмерный макет, а в 1976 году появились первые ходовые прототипы. Машина получила название «Река» — и неспроста. ВАЗ создавал уникальный внедорожник-амфибию, способный передвигаться по воде. Технически «Река» была во многом унифицирована с обычной «Нивой», но имела ключевую особенность: вместо традиционного для амфибий гребного винта она двигалась по воде за счёт вращения колёс. Это решение делало водную скорость довольно скромной — около 4 км/ч, но для преодоления небольших рек и водоёмов её было достаточно.

Конструкция и предназначение

Автомобиль с заводским индексом ВАЗ-2122 кардинально отличался от серийной «Нивы». Его нижняя часть была выполнена герметичной, а верх представлял собой мягкий брезентовый тент. Оконные стёкла вместе с рамками откидывались вбок, а ветровое стекло можно было положить на капот — привычных стеклоподъёмников в дверях не было. Официально «Река» проектировалась как транспорт для охотников, егерей, а также лесной и речной инспекций. Салон был аскетичным: кругом металл и стандартный набор приборов от «Нивы».

Поскольку добиться идеальной герметичности кузова не удалось, в салоне был установлен небольшой насос для откачки воды. Испытания в целом подтвердили, что машина справляется со своей задачей, но выявили ряд конструктивных недоработок. Главной проблемой стало недостаточное охлаждение двигателя и агрегатов трансмиссии, которые, в отличие от обычной «Нивы», находились в герметичном пространстве.

Долгий путь улучшений

Коллектив под руководством Петра Трусова (в будущем — главного конструктора ВАЗа) активно занялся доработкой проекта. Появилась вторая версия ВАЗ-2122, созданная в двух экземплярах. Внешне она почти не отличалась от предшественницы, но получила ряд изменений, направленных на улучшение охлаждения. Однако проблема перегрева окончательно решена не была.

Конструкторы вновь вернулись к чертежам. Третья версия, имевшая индекс «3В», уже значительно отличалась от предыдущих. По сути, это была новая машина: кузов стал меньше и легче, вместо штатного мотора установили 60-сильный 1.3-литровый двигатель от ВАЗ-2101, добавили дополнительный вентилятор охлаждения и доработали трансмиссию. Массу удалось снизить до 1200 кг. На суше автомобиль мог разгоняться до 107 км/ч, сохраняя постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала. На этот раз испытания, включавшие тесты в песках, прошли успешно, и государственная комиссия дала добро на серийное производство.

Печальный финал проекта

И здесь возникла новая, на этот раз производственная проблема. Для запуска «Реки» в серию требовались новые производственные мощности, а денег на них у завода не нашлось. В итоге полностью готовый, испытанный и одобренный проект в конце 1980-х годов был окончательно закрыт, так и не добравшись до конвейера.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: ВАЗ-2122 "РЕКА" так и не увидела конвейер.