Рано или поздно каждый автовладелец сталкивается с необходимостью замены свечей зажигания. На рынке представлено множество вариантов, и выбор может быть непростым. Давайте подробно рассмотрим, какие бывают свечи, в чём их отличия и на что обратить внимание при покупке.
Основные типы свечей по материалу электродов
Ключевая классификация свечей зажигания основана на материале, из которого изготовлены электроды. От этого зависят их срок службы, эффективность и цена.
- Медные или хромо-никелевые свечи (стандартные). Это классический и наиболее бюджетный вариант. Они имеют достаточно толстый центральный электрод и требуют более высокого напряжения для образования искры.
- Иридиевые свечи — это современное технологичное решение. Их главное преимущество — сверхтонкий центральный электрод диаметром всего 0,4–0,6 мм. Благодаря этому улучшается искрообразование, топливная смесь сгорает эффективнее, что может повысить КПД двигателя и снизить расход топлива. Иридий обладает отличной термостойкостью и долговечностью. Для большинства современных автомобилей производители рекомендуют использовать именно иридиевые свечи.
- Платиновые, серебряные и другие свечи с драгоценными металлами. Платиновые наплавки значительно увеличивают ресурс свечи, уменьшая износ электродов. Толщина электрода у таких свечей также меньше, чем у стандартных (около 1,1 мм), что снижает требуемое для искры напряжение и нагрузку на катушки зажигания.
Конструктивные особенности: количество электродов и толщина
Помимо материала, свечи различаются по конструкции. Сегодня можно встретить модели с несколькими боковыми электродами — двумя, тремя или даже четырьмя.
Если производитель автомобиля рекомендует устанавливать многоэлектродные свечи, этому есть техническое обоснование, и лучше следовать этой рекомендации.
- Толщина центрального электрода — один из важнейших параметров в современных системах зажигания. Чем тоньше электрод, тем лучше качество искры, эффективнее сгорание смеси и ниже расход топлива. Тонкие электроды (как у иридиевых и платиновых свечей) лучше самоочищаются и медленнее изнашиваются.
Как устроена свеча зажигания
Конструкция свечи относительно проста. В металлическом корпусе расположен центральный электрод, изолированный керамическим изолятором. На верхний контакт подаётся высокое напряжение. Между концом центрального электрода и боковым электродом (который соединён с корпусом) существует небольшой воздушный промежуток — искровой зазор. Именно в этом зазоре проскакивает мощная электрическая искра, которая и поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндре двигателя.
Обратите внимание: Устройство бронепроводов зажигания.
Искровой зазор — критически важный параметр. Со временем, по мере износа электродов, зазор увеличивается. Это приводит к росту напряжения, необходимого для пробоя, и повышает нагрузку на катушки зажигания, что может вывести их из строя.
Практические советы по выбору и замене
Как же правильно выбрать свечи? Самый надёжный способ — воспользоваться электронными каталогами ведущих производителей (NGK, Bosch, Denso) или заглянуть в руководство по эксплуатации вашего автомобиля.
Важное правило: если производитель автомобиля рекомендует использовать иридиевые или платиновые свечи, не стоит экономить, устанавливая обычные никелевые. Система зажигания современного двигателя может быть не рассчитана на повышенное напряжение, требуемое для работы свечей с толстыми электродами.
- Когда менять свечи?
Менять свечи нужно своевременно, не дожидаясь явных признаков неисправности (например, троения двигателя). Работа на неисправных свечах может нанести серьёзный ущерб дорогостоящему каталитическому нейтрализатору. Кроме того, увеличенный из-за износа искровой зазор создаёт повышенную нагрузку на катушки зажигания, что часто приводит к их преждевременному выходу из строя.
Следуйте регламенту замены, указанному производителем автомобиля, но учитывайте условия эксплуатации. Реальный ресурс свечей могут сократить следующие факторы:
- Низкокачественное топливо с вредными присадками;
- Детонация в двигателе;
- Частая езда на короткие расстояния и долгие прогревы;
- Постоянное движение в пробках;
- Агрессивная манера вождения и работа двигателя на высоких оборотах;
- Перегрев двигателя;
- Попадание в камеру сгорания масла или антифриза;
- Неправильно отрегулированная топливно-воздушная смесь.
В реальных условиях стандартные никелевые свечи рекомендуется менять каждые 15–20 тысяч километров, а иридиевые или платиновые — каждые 50–70 тысяч. И помните: свечи всегда меняются комплектом на всех цилиндрах одновременно.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Свечи зажигания.
