Весенний период часто становится временем проявления различных неисправностей в автомобиле. Это связано с изменением температурных условий эксплуатации, что особенно влияет на узлы, чувствительные к перепадам температур. В первую очередь это касается системы кондиционирования, подвески (где используются резиновые элементы) и, конечно, системы охлаждения двигателя. Последняя является одной из самых уязвимых в конструкции автомобиля, поскольку используемая жидкостная система с принудительной циркуляцией, несмотря на свою распространенность, имеет ряд врожденных недостатков. Среди них — склонность к образованию воздушных пробок, что ведет к локальным перегревам, а также коррозия внутренних поверхностей.
Экстренные действия при закипании двигателя
Во время движения водителю следует постоянно контролировать два ключевых показателя: уровень топлива и температуру охлаждающей жидкости. Резкий рост температуры — это прямой сигнал о неисправности в системе охлаждения. При его обнаружении двигатель необходимо как можно скорее остановить, чтобы избежать серьезных повреждений.
Стоит понимать, что кратковременное повышение температуры в жару или в пробке — это нормально. В таких ситуациях за охлаждение должен отвечать электрический вентилятор, который включается по сигналу датчика. Если система исправна, стрелка указателя температуры не должна заходить в красную зону. Если же это произошло, двигатель нужно немедленно заглушить. Современные антифризы кипят при температуре около 130°C, и красная зона на приборной панели как раз предупреждает о приближении к этому критическому порогу.
Почему и как происходит закипание?
При неисправности системы охлаждающая жидкость может нагреться выше температуры кипения. Это приводит к резкому росту давления в замкнутом контуре. Предохранительный клапан в крышке радиатора предназначен для стравливания избыточного давления, но если его недостаточно, раскаленный антифриз прорывается наружу. Он попадает на горячие детали двигателя, что и вызывает густой пар, валящий из-под капота. В более тяжелых случаях первыми не выдерживают давления резиновые патрубки системы — они вздуваются и лопаются, что приводит к мгновенной утечке жидкости.
Чем опасен перегрев двигателя?
Утечка антифриза означает, что его количество в системе резко сократилось, и двигатель теряет способность эффективно охлаждаться. Если попытаться продолжить движение, оставшаяся жидкость быстро закипит снова, а температура в цилиндрах достигнет катастрофических значений. Это может привести к расширению и заклиниванию поршней, деформации или растрескиванию блока цилиндров или головки блока. Наиболее «легким» последствием является повреждение прокладки головки блока. Ремонт после таких повреждений обходится крайне дорого, часто сопоставимо со стоимостью нового двигателя, поэтому рисковать категорически не стоит.
Первая помощь двигателю при перегреве
Если вы вовремя заметили аномальный рост температуры, можно попытаться ее снизить. Первый и самый простой способ — включить печку салона на максимальную мощность. Ее радиатор работает как дополнительный охладитель, отбирая тепло у антифриза. Если это не помогает, движение необходимо прекратить.
При утечке жидкости может возникнуть соблазн ее долить и продолжить путь. Делать это можно только с соблюдением строгих правил безопасности. Ни в коем случае нельзя сразу после остановки открывать крышку радиатора или расширительного бачка — это чревато ожогами от вырвавшегося пара и кипятка. Также нельзя заливать холодный антифриз в перегретый двигатель. Резкий перепад температур, как и для человеческих зубов, губителен для металла — он может вызвать появление трещин. Летом двигатель должен остывать не менее часа. Подобные манипуляции может проводить только опытный водитель, способный оценить характер поломки. Если уверенности нет, безопаснее всего вызвать эвакуатор.
Основные причины неисправностей системы охлаждения
1. Неисправный термостат. Самая частая поломка. Если термостат заклинивает в закрытом положении, охлаждающая жидкость не попадает в основной радиатор («большой круг»), что быстро приводит к перегреву. Термостат подлежит замене.
2. Отказ вентилятора охлаждения. В пробке, где нет набегающего потока воздуха, вентилятор критически важен. Часто проблема кроется не в самом моторчике вентилятора, а в окислившихся контактах, предохранителе или датчике включения. Требуется диагностика у автоэлектрика.
3. Неисправность датчика температуры. Если датчик не подает корректный сигнал на включение вентилятора или на панель приборов, водитель может не узнать о перегреве вовремя.
4. Поломка помпы (водяного насоса). Помпа обеспечивает циркуляцию жидкости в системе. Ее износ или поломка приводят к прекращению циркуляции и мгновенному перегреву. Срок службы помпы ограничен, и ее рекомендуется менять профилактически.
5. Загрязнение радиатора. После зимы соты основного радиатора часто забиваются грязью, пухом и насекомыми, что резко снижает его эффективность. Решение — профессиональная мойка и продувка радиатора сжатым воздухом.
Важно помнить: любые ремонтные работы требуют соответствующих знаний и навыков. Если вы не уверены в своих силах, а двигатель перегрелся, самый разумный и экономичный в долгосрочной перспективе вариант — воспользоваться услугами эвакуатора и доверить диагностику и ремонт профессионалам в сервисе.
