В автомобильном тюнинге колесные проставки используются для изменения вылета диска, расширения колеи или адаптации дисков с нестандартной сверловкой. Однако важно понимать, какие типы существуют и для каких задач они подходят. Прежде всего, стоит отметить ключевое ограничение: качественные переходы возможны только при сохранении количества крепежных отверстий. Мы выполняем переходы исключительно в рамках одного шага: с 4 на 4, с 5 на 5 и с 6 на 6 отверстий. Не рекомендуется и часто небезопасно выполнять переходы между разным количеством отверстий, такие как с 4 на 5, с 5 на 4, с 5 на 6 или с 6 на 5.
1. Сквозные проставки с центровочным кольцом
Это наиболее простой и распространенный вариант для увеличения вылета на 10-25 мм. Они представляют собой металлические пластины с отверстиями под крепеж и центровочным кольцом, которое обеспечивает точное позиционирование диска на ступице. Установка требует использования удлиненных болтов или шпилек. Процесс монтажа может быть непростым: необходимо зафиксировать проставку на ступице, затем надеть диск и, совместив отверстия, вкрутить первый болт. Если автомобиль использует крепление на шпильках, установка таких проставок усложняется, так как часто требует замены штатных шпилек на более длинные, что может повлечь за собой демонтаж ступицы. В таких случаях часто более практичным решением становятся проставки со встроенными шпильками.
Сквозные проставки с центровочным кольцом
Сквозные проставки с центровочным кольцом
Сквозные проставки с центровочным кольцом
2. Сквозные проставки без центровочного кольца
Эти тонкие проставки (обычно от 3 до 10 мм, мы производим от 10 мм) применяются для решения локальных проблем, например, когда диск слегка задевает элементы подвески или тормозной системы. Однако их использование сопряжено с рисками. Главный недостаток — отсутствие центрирующего элемента, что часто приводит к дисбалансу и биению колеса. Это может ощущаться как вибрация на руле или кузове и оказывает повышенную нагрузку на ступичный подшипник и элементы подвески. Дополнительная опасность возникает, если автовладелец пытается установить такую проставку, не меняя штатный крепеж на удлиненный. В этом случае в зацеплении остается критически мало витков резьбы, что может привести к ее срыву и откручиванию колеса в движении.
Сквозные проставки без центровочного кольца
Сквозные проставки без центровочного кольца
Сквозные проставки без центровочного кольца
3. Проставки со встроенными шпильками и гайками
Это один из самых надежных и удобных в установке типов проставок. Они универсальны и подходят как для болтового, так и для шпилечного крепления. Конструкция представляет собой цельную деталь с собственными шпильками. Сначала проставка крепится к штатной ступице (на родной крепеж или на специальные короткие болты), а затем колесный диск накручивается на выступающие шпильки проставки. Ключевые преимущества: наличие центровочного кольца для точной установки диска и максимальное удобство монтажа — диск просто навешивается на шпильки. Кроме того, такой тип открывает возможности для использования разнообразных тюнинговых гаек и секреток. Толщина таких проставок варьируется от 15 до 60 мм.
Проставки со встроенными шпильками
Проставки со встроенными шпильками
Проставки со встроенными шпильками
4. Проставки с резьбой под болты (футорки)
Идеальный выбор для тех, кто хочет изменить вылет или сверловку, но предпочитает сохранить болтовое крепление дисков. В этих проставках вместо шпилек используются впрессованные футорки с внутренней резьбой. Установка двухэтапная: сначала проставка болтами крепится к ступице, а затем колесный диск прикручивается болтами уже к самой проставке. Важный технический нюанс: при толщине проставки от 20 мм необходимо убедиться, что длина болта, которым крепится диск, не превышает глубину футорки, иначе болт может упереться в тормозной диск. Диапазон толщин для данного типа — от 20 до 60 мм.
Проставки с футорками под болты
Важные рекомендации по установке и эксплуатации
Выбор типа и толщины проставки — лишь половина дела. Крайне важно соблюдать правильный момент затяжки колесного крепежа. Перетягивание болтов или гаек так же опасно, как и недотягивание. Стандартный момент затяжки для большинства легковых автомобилей составляет 110-120 Ньютон-метров (Н·м). Для понимания: это усилие, эквивалентное 11-12 кг, приложенным к концу метрового рычага, или 50 кг, приложенным к рычагу длиной 25 см. Если вы используете крестообразный баллонный ключ, то усилие на каждой рукоятке должно составлять примерно 22-30 кг, что сравнимо с весом среднестатистического колеса в сборе R16-R17. Соблюдение этого правила гарантирует надежное крепление и безопасность на дороге.
Таким образом, понимание особенностей каждого типа колесных проставок позволяет сделать осознанный и правильный выбор, который обеспечит не только желаемый внешний вид, но и, что важнее, безопасность и сохранность ходовой части вашего автомобиля.


