В каждом автомобиле производитель устанавливает допустимый расход смазочных материалов. Этот показатель не является стандартным и универсальным.
Раньше было принято считать, что допустимым расходом является 0,025 – 0,05% от объема сжигаемого топлива. Получатся, что на 10 000 километров пробега среднестатистического автомобиля зарубежного производства либо нового отечественного приходится приблизительно 2,5 – 5 литров масла. Понятно, что эти показатели варьируются в зависимости от технического состояния, модели, мощности, стиля вождения. Так, для двигателей с большим пробегом нормальным потреблением считается до 0,7% на 100 литров. Турбированные моторы «кушают» больше атмосферных, а дизельные больше бензиновых.
Важно другое: производители сильно перестраховываются и указывают завышенные цифры, чтобы защититься от претензий и возвратов во время гарантийного срока.
По опыту двигателистов и инженеров LAVR, мы считаем небольшим расход масла около 100 мл на 1000 км пробега для атмосферников, а для турбированных силовых агрегатов – в районе 500 мл на тот же пробег. При таких показателях устранить угар масла можно довольно безболезненно и дешево с помощью автохимии.
Если расход вырос до 400 мл на 1000 км на атмосферном двигателе или до 1000 мл – на турбомоторе, расход называется умеренным или средним. Здесь уже нужна диагностика, жидкостная раскокосовка и, возможно, механический ремонт.
Большим расходом масла считается угар более 400 мл на 1000 км в атмосферных двигателях и более 1000 мл − в турбированных. Он говорит о том, что в цилиндро-поршневой группе произошли серьезные изменения: сильная закоксовка поршневых колец, износ цилиндров, пробой прокладки ГБЦ, падение компрессии или другие. Такая ситуация требует быстрых, решительных действий.
Хотя автопроизводители активно и, нужно отметить, плодотворно работают над уменьшением расхода масла, пока с этой проблемой сталкиваются многие, почти все автомобилисты.
Но как догадаться, что уходит масло?
- Узнать, где расположен щуп и контролировать периодически уровень масла.
- Отслеживать наличие маслянистых пятен на том месте, где стояла машина.
- Не игнорировать появление из выхлопной трубы густого дыма при нажатии на педаль газа.
- Периодически проверять, не пенится ли охлаждающая жидкость в расширительном бачке.
Если вы заметили, что чрезмерно уходит моторное масло, не бросайте процесс на самотек, в надежде когда-нибудь ситуацию исправить. Последствия будут серьезными. Тот факт, что износ подвижных деталей увеличится, причем значительно, даже не обсуждается. Но при отсутствии достаточного количества смазочного состава двигатель банально заклинит. И ремонт в этом случае обойдется несоизмеримо дороже, нежели при устранении причин большого расхода масла на ранних стадиях.