Антифриз, включая известный многим ТОСОЛ, представляет собой сложную жидкость для системы охлаждения двигателя. Его основу составляет смесь этиленгликоля или полипропиленгликоля с водой, в которую добавлены краситель и специальный пакет присадок. Интересно, что название «ТОСОЛ» изначально было аббревиатурой («Технология Органического Синтеза ОЛ», где «ОЛ» обозначает спирт), разработанной для новой охлаждающей жидкости автомобилей ВАЗ. Сегодня это слово стало нарицательным для обозначения одного из видов антифриза.
Классификация и цветовая маркировка антифризов
Каждый производитель использует свой уникальный набор присадок, которые выполняют антикоррозийные, антипенные функции и защищают резиновые элементы. Для упорядочивания разнообразия в 70-х годах в Европе была введена классификация, разделившая охлаждающие жидкости (ОЖ) на три основных класса, каждый из которых закрепил за собой определенный цвет.
Класс G11 (Зеленый)
Это, как правило, самые доступные по цене жидкости на основе этиленгликоля с базовым пакетом присадок. Цвет ввели именно для визуального различия классов — до этого антифризы часто были бесцветными.
Класс G12 (Красный)
Более совершенные и дорогие жидкости. В их состав, помимо этиленгликоля, входят карбоксилатные соединения. Их ключевое преимущество — точечное создание антикоррозийной пленки только в очагах возникновения ржавчины, а не по всей поверхности. Это улучшает теплоотвод, что критически важно для высокооборотистых и термонагруженных двигателей.
Класс G13 (Желтый/Оранжевый)
Самые современные и экологичные жидкости, в которых вместо этиленгликоля используется менее токсичный и быстрее разлагающийся полипропиленгликоль. Это самые дорогие ОЖ, популярные в Европе. В России производство жидкостей класса G13 пока не распространено.
Путаница на рынке и защита от коррозии
Важно понимать, что многие российские и азиатские производители не всегда строго следуют европейской классификации. Например, один и тот же бренд может выпускать и зеленую, и красную жидкость класса G11, но с разным составом присадок, используя цвет просто для различия продуктов. Бывает и наоборот: оригинальный антифриз для Honda — зеленый, но по своим свойствам он соответствует классу G12. Отсюда и возникает неразбериха.
Защита от коррозии в первую очередь зависит от качества и сбалансированности пакета присадок. Изначально многие жидкости защищают одинаково хорошо, но со временем в бюджетных продуктах присадки «вырабатываются» и перестают действовать. Поэтому можно либо часто менять недорогой антифриз (например, раз в 6-12 месяцев), либо залить более дорогой и качественный с увеличенным сроком службы (до 3-4 лет).
Можно ли смешивать красный и зеленый антифриз?
Смешивание жидкостей одного производителя, но разных классов (например, G11 и G12), как правило, допускается, хотя цвет смеси может измениться. Однако в экстренных ситуациях, например, в дальней дороге, можно смешать продукты разных брендов. Но это временная мера! Как можно скорее такую смесь нужно полностью слить, промыть систему и залить свежую, однородную жидкость. Причина в том, что присадки из разных составов могут вступить в химическую реакцию, выпасть в осадок и резко ухудшить свойства охлаждающей жидкости, что опасно для двигателя.
Единая основа европейских антифризов
Любопытный факт: около 90% европейского рынка пакетов присадок контролирует компания BASF со своим продуктом под маркой Glysantin. Такие известные бренды, как Castrol, Mobil, Agip, Addinoil и другие, закупают этот «суперконцентрат», добавляют к нему гликоль и воду, разливают по канистрам и продают под своими именами. Таким образом, основа у многих премиальных антифризов одна и та же.
