Основание и первые шаги Volkswagen
История одного из самых знаменитых автомобильных брендов началась 28 мая 1937 года с учреждения «Общества с ограниченной ответственностью по подготовке Немецкого народного автомобиля». Уже в следующем году, 26 мая, под Фаллерслебеном был заложен первый камень будущего гигантского автозавода. На церемонии присутствовал Адольф Гитлер, который и дал название будущему автомобилю — KdF-Wagen, в честь нацистской организации «Сила через радость» (Kraft durch Freude), вложившей в проект 50 миллионов рейхсмарок. Рядом с заводом началось строительство целого города для рабочих, который изначально назывался Stadt des KdF-Wagens, но позже был переименован в более «благозвучный» Вольфсбург.
Volkswagen Versuchswagen V2 Prototype. 1935 год
К 1939 году завод представил пробные модели V38s и V39s с улучшенной конструкцией: двумя задними окнами, увеличенными ручками и усовершенствованными петлями дверей. Однако планам по массовому производству «народного автомобиля» не суждено было сбыться — началась Вторая мировая война, и мощности предприятия были переориентированы на выполнение военных заказов.
Военные годы и перепрофилирование завода
С началом конфликта Volkswagen полностью переключился на нужды армии. Еще в 1938 году был создан полноприводный VW Typ 62, который после доработок пошел в серию как VW Typ 82. Этот простой и надежный автомобиль с жестяным кузовом, складным лобовым стеклом и брезентовой крышей стал настоящей рабочей лошадкой вермахта. Он использовался для перевозки солдат, эвакуации раненых, подвоза грузов и даже как передвижная мастерская. Всего было выпущено более 50 000 таких машин в более чем 30 различных модификациях.
Volkswagen Typ 82 (Kfz.1). 1939 – 1945 годы
Инженерная мысль не стояла на месте: в 1940 году на базе Typ 82 была создана амфибия VW Typ 128 Schwimmwagen. Успешные испытания привели к разработке более совершенной модели — VW Typ 166, которая была компактнее, легче и маневреннее. Её производство с 1941 по 1945 год было налажено на заводе Daimler-Benz в Штутгарте, и всего было выпущено около 15 000 плавающих автомобилей.
Послевоенное возрождение и путь к мировому успеху
После поражения Германии завод в Вольфсбурге оказался в британской зоне оккупации. Осенью 1945 года англичане разместили здесь заказ на 20 000 автомобилей, что позволило предприятию продолжить работу. Поворотным моментом стало участие Volkswagen в Ганноверской экспортной ярмарке в 1947 году, где бренд привлек внимание международных клиентов. Вскоре последовали первые экспортные заказы из Голландии, а затем из Бельгии, Швейцарии и Швеции.
Volkswagen Typ 166 Schwimmwagen. 1942 – 1944 годы
Ключевую роль в судьбе компании сыграла смена руководства в 1948 году. Новым генеральным директором стал Генрих Нордхофф, который собрал команду талантливых инженеров. Под их руководством Volkswagen вернулся к довоенной идее «народного автомобиля» — модели Beetle («Жук»). Машину активно модернизировали: улучшили салон, частично синхронизировали двигатель, а также начали выпуск новых версий — лимузина и кабриолета. Параллельно создавалась мощная сеть дилеров и сервисных станций по всей Европе.
Для стимулирования продаж в 1949 году была основана дочерняя финансовая компания Volkswagen-Finanzierungs-Gesellschaft GmbH. Стратегия оказалась блестящей: к концу 1948 года было экспортировано уже 50 000 автомобилей, а на внутреннем рынке продано 15 000. В том же году британский контроль над заводом прекратился, и 6 сентября Volkswagen официально перешел под юрисдикцию Федеративной Республики Германия.
Volkswagen Käfer 1100 (Typ 11). 1949 – 1953 годы
Это положило начало новой эпохи стремительного роста. Производственные мощности наращивались, география продаж расширялась. Упорный труд и гениальная простота конструкции «Жука» принесли свои плоды: в 1972 году Volkswagen Beetle побил мировой рекорд Ford Model T и стал самым продаваемым автомобилем в истории, что стало символом невероятного успеха и возрождения немецкой автомобильной промышленности.

