Авторынок после пандемии: почему прогнозы о коллапсе не оправдались

Хотя большинство экспертов сходятся во мнении, что любые прогнозы в условиях неопределённости теряют смысл, их количество только растёт. Предсказания, особенно касающиеся автомобильного рынка, устаревают с поразительной скоростью — иногда за несколько дней. Это ярко демонстрирует, насколько сложно предугадать развитие событий в кризисный период.

Пессимистичные ожидания на старте

Даже до объявления пандемии коронавируса аналитики не питали особых иллюзий по поводу российского авторынка. Например, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозировала спад продаж на 2,1% по сравнению с 2019 годом, что означало бы реализацию примерно 1,72 миллиона новых автомобилей.

Крах, которого не случилось

С введением ограничений, которые парализовали логистику, производство и торговлю, пессимизм достиг апогея. Стало ясно, что год будет сложным, вопрос стоял лишь о степени падения. Один из самых распространённых сценариев предрекал двукратное сокращение продаж по итогам 2020 года. Ожидались массовые банкротства компаний, остановка автозаводов, прекращение импорта иномарок и экспорта отечественных автомобилей. Восстановление рынка, по мнению многих, должно было занять несколько лет, а сама индустрия — измениться навсегда.

Факторы предполагаемого кризиса

Участники рынка выделяли несколько ключевых причин для глубокого спада. Первый удар по спросу должен был нанести сам карантин, остановивший заводы и дилерские центры. Однако даже после снятия ограничений быстрого восстановления не ожидалось. Дальнейшее падение спроса связывали с ростом цен, снижением покупательной способности населения, увеличением безработицы и волной банкротств. Особенно сильный удар, по прогнозам, должен был прийтись на массовый сегмент, что потянуло бы вниз весь рынок.

Отдельной проблемой называли цифровизацию. Несмотря на громкие заявления дилеров о развитии онлайн-продаж, полноценной и эффективной системы создано не было, что стало бы дополнительным препятствием для бизнеса. То же самое касалось и удалённой работы: хотя теоретически многие сотрудники автобизнеса могли работать из дома, на практике к такому формату почти не готовились.

Вызовы для бизнеса и государства

Предприниматели также указывали на недостаточную поддержку со стороны государства, которое на первом этапе обязывало бизнес сохранять зарплаты сотрудникам, лишая его при этом доходов из-за принудительного закрытия. Общий настрой сводился к необходимости просто пережить тяжёлый период, чтобы потом, по сути, начать всё заново, осваивая новые бизнес-модели в изменившейся реальности.

Продолжение здесь