Современные автомобили оснащаются усовершенствованными системами помощи водителю (ADAS), которые значительно повышают комфорт и безопасность на дорогах. Эти технологии не просто облегчают управление, но и способны предотвращать аварии. Согласно данным Европейской комиссии, широкое внедрение ADAS в ближайшие десять лет может спасти более 10 500 жизней, сократив число жертв дорожно-транспортных происшествий.
Принцип работы электронных помощников на примере SEAT Ateca
Чтобы понять, как технологии меняют вождение, достаточно рассмотреть возможности нового внедорожника SEAT Ateca. Одной из ключевых проблем на дорогах остается превышение скорости. Исследования Европейской обсерватории безопасности дорожного движения (ERSO) показывают, что от 40% до 60% водителей регулярно ездят быстрее разрешенного. Даже небольшое снижение скорости может кардинально повысить безопасность.
Система Travel Assist, установленная в Ateca, автоматически регулирует скорость автомобиля в зависимости от дорожной обстановки. Она интегрирована с функцией адаптивного круиз-контроля (ACC), что позволяет не только поддерживать безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, но и удерживать машину в полосе, а также корректировать маршрут. Система даже может автоматически снижать скорость до установленного лимита.
«Это решение обеспечивает серьезную поддержку водителю, особенно на высоких скоростях, — объясняет Марк Сегер, ответственный за ADAS в SEAT. — Однако для максимальной безопасности от водителя по-прежнему требуется постоянное внимание к дорожной ситуации и работе систем».
Упрощение движения с прицепом
Популярность путешествий с караванами в Европе постоянно растет. Только в Германии в 2019 году было зарегистрировано почти 27 тысяч новых прицепов, а к середине 2020 года рынок вырос еще на 20%. Крупные внедорожники, такие как SEAT Ateca, идеально подходят для таких поездок, однако маневрирование, особенно задним ходом, требует от водителя большого опыта.
«Управление прицепом, особенно при движении задним ходом, — задача, требующая особых навыков», — отмечает Йоханнес Флек, руководитель отдела планирования и стратегии SEAT Germany.
Для решения этой проблемы в обновленной Ateca появилась система Trailer Assist. Чтобы припарковать прицеп, водителю достаточно включить заднюю передачу, активировать помощника на экране мультимедиа (на котором выводится изображение с камеры) и задать желаемое направление поворота. Система автоматически выполнит все необходимые движения рулем, а водителю останется лишь контролировать скорость с помощью педалей газа и тормоза.
Предотвращение аварий и помощь при столкновении
ADAS активно работают на опережение, предотвращая опасные ситуации. Например, система контроля внимания водителя в новой Ateca следит, чтобы тот не отвлекался от дороги. Если водитель не касается руля в течение заданного времени, система подает звуковые и световые сигналы, а в крайнем случае — плавно останавливает автомобиль в своей полосе с включенной аварийной сигнализацией.
«Современные электронные помощники не только предупреждают об опасности, но и активно ее предотвращают, анализируя поведение водителя», — говорит Марио Арнальдо Фернандес, президент ассоциации Automovilistas Europeos Asociados.
Если же столкновение неизбежно, в дело вступает система Pre-crash Assist. Обнаружив угрозу, она готовит автомобиль к удару: автоматически натягивает ремни безопасности, закрывает окна и включает аварийную сигнализацию. Это позволяет минимизировать последствия аварии для пассажиров.
ADAS как шаг к автономному вождению
Поэтапное внедрение систем помощи водителю — это прямой путь к созданию полностью автономных автомобилей. Сегодня инженеры фокусируются на том, чтобы технологии максимально соответствовали потребностям водителей на всех этапах поездки.
«Мы анализируем поведение и менталитет водителей от начала и до конца пути, чтобы определить, какая помощь будет наиболее полезной, — говорит Марк Сегер. — Технологии призваны минимизировать человеческий фактор, который часто приводит к ошибкам. Уже очевидно, что будущее — за автономным вождением».
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь.

