Причины залипания стартера автомобиля и способы устранения неисправности

Проблема, когда стартер продолжает работать после отпускания ключа в замке зажигания, знакома многим автовладельцам. Это явление в обиходе называют «залипанием стартера». Суть неисправности заключается в том, что даже после возврата ключа в исходное положение, электродвигатель стартера не отключается и продолжает вращать маховик двигателя, что может привести к серьезным поломкам.

Основная причина неисправности

Корень проблемы кроется в работе втягивающего реле стартера, которое отвечает за подключение силовой цепи и ввод бендикса в зацепление с маховиком.

Внутри реле находятся силовые контакты, часто называемые «пятаками» — это контактная пластина и контактные болты. Со временем на их поверхности образуется нагар из-за прохождения больших токов и искрения. Этот слой нагара приводит к тому, что контакты после замыкания «слипаются» или «привариваются» друг к другу. В результате, когда вы отпускаете ключ и втягивающая обмотка реле обесточивается, возвратная пружина не может разомкнуть силовые контакты. Цепь остается замкнутой, и стартер продолжает работать.

Иногда стартер может запуститься самопроизвольно при включении зажигания, но чаще всего залипание происходит именно в момент попытки запуска двигателя. После этого для остановки стартера часто приходится снимать клемму с аккумулятора.

Методы решения проблемы

Устранить эту неисправность можно несколькими способами, и все они связаны с восстановлением нормальной работы контактов втягивающего реле:

  1. Чистка контактов. Самый распространенный метод — разборка втягивающего реле и механическая очистка контактных поверхностей («пятаков») от нагара. Для этого обычно используют мелкую наждачную бумагу (например, «нулевку»). Очистка не вредит детали, если выполнять ее аккуратно, стараясь сохранить плоскостность контактов.
  2. Переворот контактов. Если конструкция позволяет, контактные пластины («пятаки») можно перевернуть неизношенной стороной. Однако даже в этом случае поверхность рекомендуется зачистить для обеспечения наилучшего контакта.
  3. Замена деталей. Наиболее надежный, но и более затратный вариант — замена изношенных контактов или всего втягивающего реле в сборе. Это гарантирует долгосрочное решение проблемы, особенно если стартер уже имеет солидный пробег.

Регулярная диагностика стартерного узла и своевременное обслуживание помогут избежать подобных ситуаций на дороге. Надеемся, этот материал был для вас полезен. Подписывайтесь на наш раздел, чтобы не пропустить новые инструкции и советы по ремонту автомобиля.