Проблема, когда стартер продолжает работать после отпускания ключа в замке зажигания, знакома многим автовладельцам. Это явление в обиходе называют «залипанием стартера». Суть неисправности заключается в том, что даже после возврата ключа в исходное положение, электродвигатель стартера не отключается и продолжает вращать маховик двигателя, что может привести к серьезным поломкам.
Основная причина неисправности
Корень проблемы кроется в работе втягивающего реле стартера, которое отвечает за подключение силовой цепи и ввод бендикса в зацепление с маховиком.
Внутри реле находятся силовые контакты, часто называемые «пятаками» — это контактная пластина и контактные болты. Со временем на их поверхности образуется нагар из-за прохождения больших токов и искрения. Этот слой нагара приводит к тому, что контакты после замыкания «слипаются» или «привариваются» друг к другу. В результате, когда вы отпускаете ключ и втягивающая обмотка реле обесточивается, возвратная пружина не может разомкнуть силовые контакты. Цепь остается замкнутой, и стартер продолжает работать.
Иногда стартер может запуститься самопроизвольно при включении зажигания, но чаще всего залипание происходит именно в момент попытки запуска двигателя. После этого для остановки стартера часто приходится снимать клемму с аккумулятора.
Методы решения проблемы
Устранить эту неисправность можно несколькими способами, и все они связаны с восстановлением нормальной работы контактов втягивающего реле:
- Чистка контактов. Самый распространенный метод — разборка втягивающего реле и механическая очистка контактных поверхностей («пятаков») от нагара. Для этого обычно используют мелкую наждачную бумагу (например, «нулевку»). Очистка не вредит детали, если выполнять ее аккуратно, стараясь сохранить плоскостность контактов.
- Переворот контактов. Если конструкция позволяет, контактные пластины («пятаки») можно перевернуть неизношенной стороной. Однако даже в этом случае поверхность рекомендуется зачистить для обеспечения наилучшего контакта.
- Замена деталей. Наиболее надежный, но и более затратный вариант — замена изношенных контактов или всего втягивающего реле в сборе. Это гарантирует долгосрочное решение проблемы, особенно если стартер уже имеет солидный пробег.
Регулярная диагностика стартерного узла и своевременное обслуживание помогут избежать подобных ситуаций на дороге. Надеемся, этот материал был для вас полезен. Подписывайтесь на наш раздел, чтобы не пропустить новые инструкции и советы по ремонту автомобиля.
