Mitsubishi Lancer X: обзор модели
История и общие характеристики
- Период выпуска: с 2007 года.
- Доступные кузова: седан и хэтчбек.
- Двигатели для российского рынка: бензиновые, рядные 4-цилиндровые: 1.5 л (109 л.с.), 1.6 л (117 л.с.), 1.8 л (143 л.с.), 2.0 л (150 л.с.).
- Трансмиссии: 5-ступенчатая механика (М5), 4-ступенчатый автомат (А4), вариатор.
- Привод: передний или полный (для некоторых версий).
- Рестайлинг 2010 года: сократил число модификаций, но позже добавился мотор 1.6. Внешние изменения коснулись бампера, решетки радиатора, оптики. Улучшилась шумоизоляция и обновилась панель приборов.
- Безопасность (краш-тест Euro NCAP 2009): общая оценка — 5 звезд. Защита взрослых — 81%, детей — 80%, пешеходов — 34%, системы безопасности — 71%.
Изначально Lancer X продавался хорошо, но спрос со временем упал, что привело к сокращению модельного ряда после рестайлинга. С рынка исчезли интересные, но непопулярные версии: хэтчбек и полноприводные модификации с двигателем 2.0 литра. Полный привод, кстати, зарекомендовал себя как надежный и неприхотливый, схожий с системой на Mitsubishi Outlander того времени.
Автомобили для России собирались в Японии, и качество сборки, включая лакокрасочное покрытие, на высоте. В отличие от предшественников, у десятого поколения нет проблем с коррозией задних арок.
Однако Lancer X, как и многие японские модели, пользуется повышенным вниманием угонщиков. Штатный иммобилайзер легко обойти, поэтому установка дополнительной противоугонной системы обязательна. На рынке запчастей нет дефицита: бэушные детали, включая кузовные, всегда в наличии на разборках по разумным ценам. Но новые оригинальные запчасти дороги, а дешевые аналоги (особенно тайваньские) часто низкого качества.
Эксплуатация и мелкие неисправности
- Кондиционер: механически надежен, но требует регулярной чистки. Каждые 60 000 км рекомендуется снимать и промывать радиаторы кондиционера и двигателя, так как между ними быстро накапливается грязь.
- Подушки безопасности (SRS): после пробега около 140 000 км могут отгнивать контакты датчика фронтального удара, расположенного в верхней части торпедо («телевизоре»). Датчик ремонту не подлежит, о неисправности сигнализирует индикатор на панели приборов.
Двигатели: сильные и слабые стороны
Двигатели 1.5 и 1.6 (семейство 4А):
- 1.5 л (4А91): Слабее других моторов в линейке. При активной эксплуатации владельцы часто «крутят» его до предела, что сокращает ресурс до 150 000 км. В таких режимах возникает повышенный расход масла, закоксовывание маслосъемных колец и, как следствие, масляное голодание и выход двигателя из строя. Производитель выпускал обновленные кольца, но проблема кроется в манере езды. Алюминиевый блок имеет ремонтные размеры, но оригинальные запчасти в России редки, хотя есть качественные аналоги.
- 1.6 л (4А92): Появился в 2012 году. Пока не набрал больших пробегов, но сервисмены относятся к нему с осторожностью из-за конструктивного сходства с 1.5-литровым мотором.
Двигатели 1.8 и 2.0 (семейство 4B): Более надежные и лишены серьезных «болячек». Ресурс составляет 180 000–200 000 км. Особенно хвалят 2.0-литровый мотор (4B11) специалисты по капитальному ремонту.
Общее для всех моторов: Ремень навесного оборудования и ролики служат около 100 000 км. Опоры двигателей более долговечны, чем у предыдущего поколения Lancer.
Рулевое управление и ходовая часть
- Электроусилитель руля (ЭУР): Устанавливался на версии с мотором 1.5. В целом надежен, но на ранних выпусках изредка случались отказы (полное отключение или работа только в одну сторону). Ремонт часто был неэффективен, требовалась замена бэушным механизмом. В отличие от некоторых конкурентов, стуки в рейках для Lancer X не характерны.
- Гидроусилитель руля (ГУР): Стоит на моторах 1.6, 1.8 и 2.0. Иногда подтекают резиновые трубки обратной магистрали у рейки. Важно менять жидкость каждые 90 000 км, чтобы избежать засорения фильтра в бачке насоса.
Подвеска, тормоза и выхлопная система
- Рулевые тяги и наконечники: Ресурс невысок — около 60 000 км.
- Передняя подвеска: Задние сайлент-блоки передних рычагов живут ~60 000 км. Шаровая опора (меняется только с рычагом) ходит около 90 000 км, поэтому при выходе из строя сайлент-блока часто меняют весь рычаг.
- Амортизаторы: Передние служат примерно 120 000 км. При замене рекомендуется обновлять и опорные подшипники.
- Стабилизаторы: Втулки — расходный материал (замена каждые 30 000 км). Стойки переднего стабилизатора ходят около 40 000 км.
- Тормозная система: Требует регулярного обслуживания: чистки направляющих и смазки пальцев суппортов при каждой замене колодок, особенно на задних тормозах. Без этого механизмы закисают, что ведет к ускоренному износу, перегреву и скрипам. Ресурс колодок: передние — 30 000–50 000 км, задние — около 90 000 км.
- Задняя подвеска: На версиях 1.5 и 1.6 стабилизатор отсутствует, но его можно установить, так как крепежные отверстия предусмотрены.
- Регулировка развала-схождения: Болты регулировки в сайлент-блоках склонны к закисанию. Рекомендуется проверять и регулировать углы каждые 60 000 км, чтобы избежать дорогого ремонта.
- Выхлопная система: Ресурс катализатора и лямбда-зондов — от 100 000 км. Датчики часто выходят из строя из-за обрыва цепи подогрева. Оригинальные дороги, поэтому используют аналоги (например, Denso). При выходе из строя катализатора его часто удаляют, а на второй датчик ставят механическую обманку. После 100 000 км также может прогорать кольцо приемной трубы, что приводит к повышенной шумности.
Трансмиссия: главный камень преткновения
Вариатор (JF011E от Jatco): Доступен с моторами 1.8 и 2.0. Это самое слабое место Lancer X. Даже при бережной эксплуатации его ресурс редко превышает 150 000 км. Капитальный ремонт сложен и дорог (до 120 000 руб.), поэтому популярны бэушные агрегаты (~60 000 руб.).
Проблемы с охлаждением:
- Дорестайлинг: Радиатор охлаждения вариатора расположен неудачно — у левого переднего колеса, где быстро забивается грязью, что ведет к перегреву. Его нужно промывать перед каждым летом. Штуцеры радиатора подвержены коррозии и могут сломаться при демонтаже. Оригинальный радиатор дорог (20 000 руб.), но найден более дешевый аналог от Kia/Hyundai.
- После рестайлинга (с 2010 г.): Радиатор охлаждения вариатора и вовсе убрали, что усугубило проблему перегрева. Владельцы часто устанавливают дополнительный радиатор (тот же корейский аналог) или выносят его вперед, но для этого требуется заменить теплообменник вариатора на «дореформенный».
Обслуживание вариатора: Масло нужно менять строго каждые 90 000 км (при наличии радиатора) или каждые 45 000 км (без него). При замене желательно снимать поддон для оценки износа по количеству стружки на магнитах. Вариатор боится ударных нагрузок (рывков при пробуксовке) и резких стартов.
Механика и классический автомат
5-ступенчатая механика (М5): Доступна для всех моторов, но конструктивно различается для семейств 4А и 4B. Обе коробки очень надежны. Замена масла — каждые 105 000 км. На вторичном рынке бэушная механика может стоить дороже вариатора (около 75 000 руб.).
4-ступенчатый автомат (А4): Старая, но проверенная и практически «неубиваемая» коробка. Доступна с моторами 1.5 и 1.6. Серьезных слабых мест не выявлено. Масло рекомендуется менять каждые 90 000 км.
Итог
Mitsubishi Lancer X в целом — надежный автомобиль с приемлемой стоимостью обслуживания. Однако при выборе нужно внимательно отнестись к модификациям, особенно с вариатором. За годы на российском рынке модель показала себя с хорошей стороны, собрав не такой уж большой список типичных неисправностей. При грамотном подходе к выбору и обслуживанию десятилетний «японец» может стать верным спутником на многие километры.

