Ford GT40: Легендарная история создания и триумфа на трассах

Амбициозное начало: ответ Ferrari

В начале 1960-х годов руководство Ford Motor Company приняло стратегическое решение омолодить имидж бренда. Одним из ключевых способов достижения этой цели стала победа в престижных автогонках, особенно в легендарной 24-часовой гонке «24 часа Ле-Мана». Компания осознавала нехватку собственного опыта в создании гоночных автомобилей мирового уровня, но компенсировала это финансовыми ресурсами. Изначально Ford попытался купить итальянскую компанию Ferrari, чтобы получить доступ к её технологиям и экспертизе. Однако сделка сорвалась в последний момент из-за позиции Энцо Феррари. Этот инцидент разозлил Генри Форда II и его команду, заставив их принять вызов и создать собственный гоночный автомобиль, способный победить европейских конкурентов.

Фото из открытых источников

Рождение проекта: сотрудничество с Lola

В 1963 году началась реализация проекта по созданию прототипа спортивного автомобиля для высших гоночных достижений. Понимая необходимость внешней помощи, Ford изучил несколько специализированных компаний, включая Lotus и Cooper, и в итоге заключил партнёрство с британской фирмой Lola. Её основатель, Эрик Бродли, как раз завершил работу над гоночным автомобилем Lola Mk VI GT с центральным расположением двигателя Ford, который стал идеальной базой для нового проекта. Для управления разработкой была создана дочерняя компания Ford Advanced Vehicles (FAV), а производство шасси и элементов кузова поручили специалистам Abbey Panels.

Фото из открытых источников

Конструкция и первые проблемы

Шасси, разработанное Бейли, во многом повторяло конструкцию Lola Mk VI GT, но с важным отличием: алюминий заменили на сталь для повышения прочности. Хотя Бродли был против увеличения веса, Ford настоял на этом решении. В качестве силовой установки первоначально использовался алюминиевый двигатель Ford Fairlane V8 объёмом 4,2 литра, развивавший около 350 л.с., в паре с четырёхступенчатой коробкой передач Colotti. Подвеска была независимой, спроектированной с применением передовых компьютерных технологий того времени. Для удобства доступа двери интегрировали в линию крыши.

Фото из открытых источников

Трудный старт и доработки

Первые два автомобиля Ford GT были готовы к испытаниям в Ле-Мане в апреле 1964 года, но день оказался катастрофическим: одна машина разбилась на прямой Мюльзан, другая получила повреждения. Обнаружились серьёзные проблемы: кузов создавал подъёмную силу на высоких скоростях, а двигатель и трансмиссия перегревались и были ненадёжны. После возвращения в Великобританию переднюю часть автомобиля значительно переработали для улучшения аэродинамики и охлаждения. Несмотря на это, в гонках 1964 года ни один Ford GT не добрался до финиша. Основные проблемы связывали с коробкой передач Colotti, которую позже заменили на пятиступенчатую ZF, и недостаточной мощностью двигателя Fairlane. Это привело к переходу на более крупные и мощные чугунные двигатели V8 от Shelby Cobra.

Фото из открытых источников

Поворотный момент: приход Кэрролла Шелби

Разочарованный отсутствием успеха, Ford привлёк к проекту легендарного гонщика и конструктора Кэрролла Шелби и прекратил сотрудничество с Эриком Бродли. Результаты не заставили себя ждать: уже в первой гонке сезона 1965 года в Дайтоне автомобиль одержал победу и занял третье место. В течение сезона FAV построила несколько модификаций, включая родстеры, чтобы изучить преимущества открытой конфигурации, как у Ferrari. Однако преимуществ обнаружено не было, а жёсткость кузова оказалась ниже.

Фото из открытых источников

Дорога к победе: рождение GT40 и Mark II

После года доработок конструкция стала достаточно надёжной для начала серийного производства. «Серийные» автомобили, получившие обозначение GT40 (от высоты в 40 дюймов), оснащались 4,7-литровым двигателем и коробкой передач ZF. Они пользовались спросом у частных команд. Для решающей атаки на Ле-Ман несколько шасси отправили в США, где установили семилитровые двигатели — так появилась модификация Mark II.

Фото из открытых источников

Триумф в Ле-Мане и наследие

К гонке «24 часа Ле-Мана» 1966 года Ford подготовил не менее восьми автомобилей Mark II и пять GT40. Несмотря на многочисленные сходы и поломки, три оставшихся Ford GT40 финишировали первыми, заняв весь подиум. Эта историческая победа стала местью Ferrari и достижением главной цели Ford. Но на этом история не закончилась: Ford продолжил разработку полностью американской версии Mark IV, которая также победила в Ле-Мане в 1967 году. В общей сложности GT40 выигрывал легендарную гонку четыре года подряд (1966–1969), что сделало его одним из самых успешных гоночных автомобилей в истории.

Фото из открытых источников

Чтобы узнать ещё больше нового и интересного, подписывайтесь в раздел, ставьте лайки и не забывайте оставлять комментарии!

Всегда Ваш Motor Revue!