Несостоявшийся чешский внедорожник: история прототипа Škoda 998 Agromobil

В 1963 году чешский автопроизводитель Škoda создал компактный внедорожник, предназначенный для нужд армии и сельского хозяйства. Несмотря на успешные испытания, этот перспективный автомобиль, получивший название Agromobil, так и не был запущен в массовое производство.

После Второй мировой войны в Европе наблюдался острый дефицит многофункциональной и маневренной техники для сельского хозяйства. В это же время в Германии инженер Альберт Фридрих создал концепцию универсального моторизованного устройства — Unimog, который впоследствии стал легендой. Примерно в тот же период в Австрии появился компактный вездеход Steyr-Daimler-Puch Haflinger. Чехословакия, входившая в соцлагерь, также остро нуждалась в подобной технике, что и привело к началу разработок на заводе Škoda.

Опыт Škoda в создании сельхозтехники

К моменту получения государственного заказа у Škoda уже был значительный опыт в производстве моторизованных плугов и генераторных установок. Разработка нового вездехода велась в Млада-Болеславе в сотрудничестве с компанией Česká zbrojovka Strakonice (CZ), известной своими мотоциклами и оружием. Интересно, что в те годы Škoda носила длинное и неудобное официальное название AZNP, которое, к счастью, не прижилось в народе.

Компромисс между немецким и австрийским подходами

По своим габаритам чешский прототип занял промежуточное положение между немецким Unimog и австрийским Haflinger. Его длина составляла 3,47 метра, а ширина — менее 1,7 метра. Однако в конструкции инженеры Škoda отошли от классической для грузовиков лестничной рамы, использовав несущий кузов, что делало Agromobil более похожим на легковой автомобиль.

Практичность и вместимость

Škoda

Компактная компоновка: двигатель расположен между водителем и пассажиром, что экономит пространство.

Дизайн Agromobil был продуман для максимальной универсальности. Грузовая платформа размером 1,98×1,59 метра могла вместить 3,9 кубометра груза или, при установке скамеек, до восьми человек. Таким образом, вместе с водителем и передним пассажиром автомобиль мог перевозить до десяти человек. Для транспортировки по воздуху или движения по лесу лобовое стекло можно было сложить, уменьшив высоту машины с 1,94 до 1,41 метра.

Внедорожные характеристики

Короткая колесная база (1,9 м), высокий клиренс (от 230 до 290 мм) и впечатляющие углы въезда и съезда (по 45 градусов) обеспечивали Agromobil отличную проходимость. Автомобиль оснащался полным приводом с возможностью блокировки обоих мостов и четырехступенчатой коробкой передач с понижающей ступенью. Сзади имелся вал отбора мощности для подключения навесного оборудования, например, пилы.

Продуманная конструкция

Škoda

Отличная геометрическая проходимость: короткая база, высокий дорожный просвет и полный привод делали его талантливым «альпинистом».

Сердцем Agromobil стал рядный четырехцилиндровый бензиновый двигатель с водяным охлаждением от фургона Škoda 1202. Его продольное расположение между сиденьями водителя и пассажира обеспечило почти идеальное распределение веса: 46% снаряженной массы (936 кг) приходилось на заднюю ось, а при полной загрузке (800 кг) этот показатель достигал 56%, что было более сбалансированно, чем у некоторых аналогов.

Ходовые качества и судьба проекта

Двигатель объемом 1,2 литра развивал 45 лошадиных сил, что позволяло прототипу разгоняться до 89 км/ч — скорости, вполне достаточной для хозяйственных нужд. Один из прототипов за 79 дней наездил почти 30 000 км. На военных испытаниях десять предсерийных образцов хорошо показали себя в сравнении с советским внедорожником ГАЗ-69. Несмотря на это, проект был закрыт, вероятно, из-за особенностей плановой экономики стран Варшавского договора. Один из трех уцелевших прототипов даже снялся в антивоенном фильме «Клубы тысячи кларнетов», а сегодня он хранится в музее Škoda в Млада-Болеславе.

История Agromobil — это пример талантливой, но нереализованной инженерной мысли. Его судьба показывает, что даже продуманный и удачный проект мог не найти дороги к конвейеру в условиях своего времени. Тем не менее, эта разработка остаётся яркой страницей в истории чешского автомобилестроения.