Устройство и принцип работы инжекторной системы ВАЗ 2109

Внедрение инжекторных систем на ВАЗ 2109

Начиная с 1997 года, автомобили ВАЗ 2109-20 стали оснащаться современными двигателями с системой распределенного впрыска топлива, известной как инжектор. Этот переход был значительным шагом вперед, позволившим существенно улучшить ключевые характеристики автомобиля: повысить топливную экономичность, снизить вредные выбросы и улучшить динамические показатели. Главная особенность такой системы заключается в том, что каждая форсунка подает топливо непосредственно во впускной коллектор своего цилиндра, что обеспечивает более точное и эффективное формирование топливовоздушной смеси.

Преимущества и типы инжекторных систем

Использование распределенного впрыска позволило не только уменьшить токсичность выхлопных газов, но и сделать поведение автомобиля ВАЗ 2109 более предсказуемым и отзывчивым. На практике применяются два основных типа инжекторных систем: с обратной связью и без нее. Обе системы могут собираться как из отечественных, так и из импортных компонентов, что влияет на их надежность и ремонтопригодность. Каждый тип имеет свои конструктивные особенности, что напрямую сказывается на методах диагностики и ремонта. В данной статье мы рассмотрим базовые принципы устройства, обеспечения нормальной работы, возможного ремонта двигателя и последующей диагностики топливной системы. Для наглядности ниже представлена схема инжектора ВАЗ 2109.

Система с обратной связью

Более совершенная система впрыска, оснащенная обратной связью, в основном устанавливалась на автомобили ВАЗ 2109, предназначенные для экспорта. Ее ключевое отличие — наличие в системе выпуска каталитического нейтрализатора (катализатора) и датчика кислорода (лямбда-зонда). Именно этот датчик и обеспечивает обратную связь, непрерывно анализируя количество кислорода в отработавших газах. На основе его сигналов электронный блок управления (ЭБУ) двигателя в реальном времени корректирует состав топливовоздушной смеси, поддерживая оптимальное для работы катализатора соотношение. Это позволяет добиться максимальной эффективности очистки выхлопа.

Система без обратной связи

Более простая система, лишенная обратной связи, не имеет в своей конструкции ни каталитического нейтрализатора, ни датчика кислорода. Регулировка состава смеси в этом случае возложена на специальное устройство — СО-потенциометр. Именно он отвечает за настройку уровня концентрации оксида углерода (СО) в выхлопных газах. Кроме того, в таких системах, как правило, отсутствует и комплекс для улавливания паров бензина, что упрощает конструкцию, но делает ее менее экологичной.