Полноприводный пикап с брутальным дизайном, огромным крутящим моментом и заботой об окружающей среде — сегодня это ассоциируется с Tesla Cybertruck. Однако мало кто знает, что подобную идею реализовали более двух десятилетий назад. Концептуальный Dodge Power Wagon 1999 года стал смелым экспериментом, который на годы опередил своё время, предвосхитив современные тренды в создании мощных, но экологичных грузовиков.
Ретро-стиль и инновационная начинка
Внешний вид концепта, сочетающий агрессивную «бульдозерную» морду с ретро-эстетикой, и сегодня выглядит дерзко и современно. Но главное скрывалось под капотом. Вместо традиционного бензинового двигателя инженеры установили 7,2-литровый рядный шестицилиндровый дизель Caterpillar с турбонаддувом, способный выдавать колоссальные 800 фунт-фут крутящего момента. Этот мотор, характерный для тяжёлой техники, должен был обеспечить грузовику невероятную тягу для любых работ.
Экологичность через «дизайнерское топливо»
Ключевой инновацией, делавшей этот мощный дизель «зелёным», было специальное топливо. Концепт работал не на обычной солярке, а на чистом синтетическом топливе без серы, разработанном совместно с компанией Syntroleum. Это топливо производилось из природного газа по технологии «газ в жидкость» (GTL) и было значительно чище нефтепродуктов, сокращая вредные выбросы. Хотя в итоге дешёвая нефть, полученная благодаря сланцевой революции в США, не дала синтетическому топливу стать массовым, сама идея была прорывной.
Вызовы для дизельных технологий
Концепт Power Wagon был попыткой изменить восприятие дизельных двигателей в легких грузовиках, сделав их не только мощными, но и экологичными. Как показал более поздний скандал «Dieselgate» с Volkswagen, совместить высокие экологические стандарты с выдающейся производительностью дизеля — крайне сложная инженерная задача. Power Wagon 1999 года был ранней и амбициозной попыткой её решить.
Грузовик впечатлял не только технологиями, но и размерами: его высота составляла около 193 см.
В задней части концепта находилась уникальная дверь багажного отделения с электроприводом, открывавшая доступ к грузовой платформе с полом из ясеня.
Легендарные корни: история оригинального Power Wagon
Чтобы понять смелость концепта 1999 года, нужно вспомнить его прародителя. Оригинальный Dodge Power Wagon — настоящая легенда. Его история началась с военных полноприводных грузовиков серии WC, которые служили союзникам во Второй мировой войне в самых разных ролях: от машин скорой помощи до носителей оружия.
В 1946 году на рынок вышел гражданский Power Wagon грузоподъёмностью в 1 тонну. Он оснащался рядной шестёркой объёмом 3.8 литра, механической 4-ступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой. Этот грузовик стал незаменимым инструментом для фермеров, лесорубов и строителей, прославившись своей невероятной надёжностью, простотой и универсальностью.
Эскиз концепта Dodge Power Wagon 1999 года, созданный дизайнером Марком Алленом.
Эволюция и закат классики
Классический Power Wagon менялся очень медленно. За годы производства он получил новый кузов, 12-вольтовую электрическую систему, усилитель рулевого управления и более комфортабельную кабину. В 1961 году двигатель заменили на более мощный. Однако к концу 1960-х ужесточение экологических норм и конкуренция с более современными моделями вынудили снять легенду с производства в США. До 1978 года грузовик ещё продавался на международных рынках под другими брендами.
Технические характеристики концепта 1999 года
Двигатель: Caterpillar 3126, рядный 6-цилиндровый турбодизель
Рабочий объём: 7.2 л (439 куб. дюймов)
Мощность: 300 л.с. при 2200 об/мин
Крутящий момент: 800 фунт-фут (1085 Н·м) при 1440 об/мин
Трансмиссия: -ступенчатая автоматическая коробка передач
Привод: полный (4×4)
Подвеска: зависимая, на винтовых пружинах спереди и сзади
Тормоза: дисковые вентилируемые на всех колёсах
Колёса и шины: легкосплавные диски 19 дюймов, шины 35×12 дюймов
Габариты: длина 525 см, ширина 203 см, высота 196 см
Колёсная база: 352 см
Снаряжённая масса: 2430 кг
Концепт Dodge Power Wagon 1999 года остался прототипом, но его идеи — мощный дизель, работающий на альтернативном чистом топливе, и брутальный дизайн — оказались пророческими. Он стал символом того, что забота об экологии и неукротимая мощь пикапа могут идти рука об руку, задолго до того, как это стало мейнстримом.
