1. Castrol Syntrans Multivehicle 75W-90.
Среднестатистическому автовладельцу понятия наподобие «нагрузка сваривания» или «индекс вязкости» - как китайская грамота. А вот то, как ведет себя трансмиссионное масло на холоде, прочувствовать может каждый, и линейка синтетических масел Syntrans недаром традиционно выходит в лидеры тестов именно по реальным низкотемпературным свойствам. Масло, получившее допуски Ford WSD-M2C200-C и MB-Approval 235.72, имеет очень низкую температуру застывания, что позволяет однозначно рекомендовать его для северных регионов. При этом масло одновременно имеет и отличный пакет противоизносных и противозадирных присадок, а добиться их баланса не так легко: дело в том, что противоизносные присадки работают в масляном слое, а противозадирным, наоборот, нужен уже переход практически в сухое трение при продавливании этой самой пленки. Конечно, есть в продаже масла, способные по каким-то характеристикам обойти Castrol (будут «жиже» зимой или гуще при высоких температурах, будут лучше защищать от износа при критической нагрузке и так далее), но по совокупности свойств именно Castrol мы, пожалуй, отдадим первое место в рейтинге лучших трансмиссионных масел.
Основные плюсы:
Очень низкая температура застывания
Хорошие противоизносные и противозадирные свойства
Легкость переключения передач
Минусы:
Высокотемпературная вязкость на нижней границе заявленного класса по SAE – при большом пробеге, на жаре, при высоких нагрузках на трансмиссию уровень шума может увеличиться по сравнению с более густыми маслами
2. MOBIL Mobilube 1 SHC 75W-90
Начнем с трибологии – или, простыми словами, с защитных свойств масла. Тут оно идет голова в голову с Castrol, а по индексу задира уже приближается к Motul Gear 300, попавшему из-за «двойной» сертификации в другой раздел рейтинга лучших трансмиссионных масел. Так что с учетом практически одинаковой цены в плане защиты коробки от износа оба масла можно считать равными конкурентами.А вот вязкость у этих масел различается прилично – она у Mobil заметно ниже в диапазоне, который можно условно считать «рабочим», выравниваются они уже только при условном «экстриме». Уже на свежем масле шумность коробки передач может быть ощутимо разной при сравнении двух масел «лоб в лоб», а по мере старения масла (которое «ходит» годами, как ни крути) разрыв неизбежно увеличится, тем более что и зазоры в зацеплении шестерен и в подшипниках будут расти за это время. Низкотемпературные же свойства у Mobil ведут себя похоже, просто «отзеркаленно» - чем холоднее, тем более близка вязкость у обоих масел, хотя у Mobil она изначально ниже. В результате и по температуре застывания Castrol побеждает. Собирая «все в кучу» и учитывая одинаковый порядок цен, мы дадим Mobil второе место – но с минимальным разрывом в баллах.
Основные плюсы:
Отличная защита от износа и повреждения при критических нагрузках
Быстрое распространение по парам трения после начала движения до полного прогрева
Четкость работы синхронизаторов
Минусы:
Высокотемпературная вязкость маловата для этого класса, хотя и в пределах стандарта
Лучшие трансмиссионные масла API GL-5
1. LIQUI MOLY Vollsynthetisches Getriebeoil GL-5 75W-90
Надпись «универсальное» на этикетке оставим на совести маркетологов: трансмиссионное масло, сертифицированное только по GL-5, в синхронизированные коробки передач лить не стоит. Зато, судя по наличию соответствия армейскому стандарту MIL-L 2105 C/2105 D, очень даже можно заливать в дифференциалы повышенного трения. Масло достаточно вязкое при высоких температурах и имеет к тому же отличные низкотемпературные свойства – даже одна только заявленная температура застывания в -60 градусов чего стоит.Так что для высоконагруженных мостов, особенно часто эксплуатируемых при низких температурах (не зря же здесь появилась «натовская» сертификация), это масло мы рекомендовать можем однозначно – ну, а с высокой ценой неизбежно придется примириться. Отдельный плюс – подчеркнутая производителем возможность использования после минеральных масел без промывки редуктора.
Основные плюсы:
Отличные низкотемпературные свойства
Высокая степень защиты от износа
Минусы:
Высокая цена
2. ЛУКОЙЛ ТМ-5 75W-90
А вот внезапно и настоящее «антикризисное предложение». Казалось бы, что может быть интересного в недорогой отечественной полусинтетике (которая, тем не менее, соответствует «вражескому» военному стандарту MIL-L-2105D)? А вот лабораторный анализ действительно приятно удивляет. Во-первых, в основе масла обнаруживается гидрокрекинговая «база», которую часто и весьма именитые производители любят называть «синтетикой» (хотя формально продукт переработки нефти действительно скорее «полусинтетика»), к тому же с явными добавками эстеров.Во-вторых, у масла отличные противозадирные свойства (серы не пожалели), да и противоизносных присадок на основе фосфора у масла хватает. В результате мы получаем недорогое, но при этом прекрасно работающее трансмиссионное масло для гипоидных передач – разве что по низкотемпературным свойствам оно подкачало, застывая при -44 градусах. Но за эти деньги такая температура застывания и не лучшая стабильность вязкости для SAE 75W-90 простительны, зато и шуметь мосты будут меньше – а, если учесть, что недорогие масла часто покупают как раз для машин с пробегом, и вязкость «в тему».
Основные плюсы:
Доступная цена
Высокие защитные свойства
Минусы:
Вязкость при низких температурах высоковата
Лучшие трансмиссионные масла API GL-4/5
1. Motul GEAR 300 75W-90
Motul тут в своем амплуа: традиционно дороговато и с «выпячиванием» одних характеристик с некоторыми жертвами в других. Конкретно у этого масла великолепный комплекс защитных свойств, чего и ждешь от GL-4/5: и по критической нагрузке (то есть той, при которой на испытательном стенде происходит разрушение масляной пленки), и по индексу задира и нагрузке сваривания Motul Gear 300 можно определенно назвать одним из лучших в своем классе. То есть, если Вы свою машину эксплуатируете в жестком режиме (высокие скорости, офф-роуд, частая езда с прицепом и так далее), то присмотреться к нему смысл определенно есть – конечно, если машину не планируется продать через год-два. Кстати, масло заодно соответствует и «армейскому» стандарту MIL-L-2105D.Однако вязкость при высоких температурах у этого масла откровенно мала для своего класса SAE (что для эстерового масла необычно). Следовательно, и механические шумы у коробки передач высокими, особенно на задней скорости, которая часто делается прямозубой. Низкотемпературная вязкость тоже ниже – зимой это в плюс. Для нового автомобиля, эксплуатируемого часто, не в лучших условиях и преимущественно на холоде, такая покупка может быть интересной, но на жаре уже возможны подтекания сальников (особенно если им уже не первый год), а лить на асфальт недешевое масло не хочется. Однако же это масло по защите трансмиссии действительно обходит большинство конкурентов, как с заявленным классом качества GL-4, так и с GL-4/5, так что в рамках этого раздела рейтинга мы ему отдаем первое место: трансмиссионное масло Motul действительно можно назвать «четыре-пятым».
Основные плюсы:
Отличные вязкостные свойства на холоде
Очень хорошая защита трансмиссии от износа
Минусы:
Низкая для SAE 75W-90 высокотемпературная вязкость
Высокая цена
2. Castrol Syntrax Universal Plus 75W-90
Помните, что мы писали чуть выше о дисбалансе противоизносных и противозадирных характеристик, говоря о Castrol Syntrans Multivehicle? Вот как раз у Syntrax Universal Plus он и заметен, что неудивительно: масло сертифицировалось как соответствующее одновременно требованиям и GL-4, и GL-5, соответственно, ему нужно было иметь и высокие противозадирные свойства, но при этом и обходиться без присадок, несовместимых с цветными металлами (из-за которых масла GL-5 и несовместимы с большинством синхронизированных коробок передач). В результате у масла вышел ощутимый перекос в сторону защиты от высоких нагрузок – но вот при нормальных условиях степень защиты от износа у этого трансмиссионного масла не лучшая, если верить трибологическим испытаниям. Хотя по факту в этом ничего «криминального» нет – это не значит, что шестерни сотрутся сразу же, разница в реальной эксплуатации если и может быть заметна, то при очень больших пробегах. В конце концов, это масло смогло получить допуски MAN, ZF и Eaton (причем последний – для интервала замены в 300000 км).Низкотемпературные свойства у масла отличные: масло на холоде густовато, но в пределах нормы, температура застывания – ниже положенных по стандарту -45 градусов. Высокотемпературная вязкость могла бы быть и больше – очевидно, некоторое снижение противоизносных свойств и вызвано как раз «жидковатостью» (соответственно, и снижением прочности масляной пленки).
Основные плюсы:
Высокие противозадирные свойства
Длительный срок службы
Хорошие низкотемпературные свойства
Минусы:
Некоторый «недобор» по вязкости при повышенных температурах
3. SHELL Spirax S5 ATE 75W-90
Продолжает наш рейтинг трансмиссионное масло SHELL Spirax S5 ATE 75W-90. Громких заявлений у производителя хватает: оно и «премиальное», и «для спортивных автомобилей» (есть даже допуск Ferrari). Но и здесь стремление «сесть на два стула», то есть вписаться одновременно и в GL-4, и в GL-5, вышло не лучшим образом по факту.По трибологическим характеристикам у масла тот же перекос в сторону экстремальных нагрузок, что и у Castrol (но по индексу задира и нагрузке сваривания Castrol все-таки несколько лучше), и ожидаемо потеря в противозадирных свойствах дала небольшой выигрыш по диаметру пятна износа в сравнении с тем же «Кастролом». Но это все в пределах «плюс-минус», по факту масла мы можем в плане защиты коробки передач назвать идентичными.Высокотемпературная вязкость в диапазоне от 40 до 100 градусов у «Шелла» еще ниже, чем у «Кастрола», выравниваются они уже при 120-150 градусах – для высокооборотных трансмиссий и с точки зрения экономии топлива это лучше, но и риск подтекания выше, и уровень шумов тоже. Соответственно «жиже» масло и при низких температурах, температура застывания же у обоих масел сопоставима. Для «среднего» автовладельца, пожалуй, Castrol все-таки будет интереснее, Shell же, действительно, оставим любителям «погонять» - хотя им уже есть смысл потратить деньги на такой же «жидкий» Motul Gear 300, который по защитным свойствам лучше.
Основные плюсы:
Снижение расхода топлива
Быстро распределяется по коробке передач после запуска, хорошо проникает в зазоры
Минусы:
Шумность изношенных (или изначально имеющих повышенные зазоры в зацеплении) трансмиссий
4. LIQUI MOLY Hochleistungs-Getriebeoil 75W-90
«Высокопроизводительное» (ох уж эти маркетологи) трансмиссионное масло от Liqui Moly, успевшее обзавестись допусками ZF, Ford и VW, стоит дороговато – и что нам предлагают за эти деньги? В первую очередь отметим, что в положенный порог температуры застывания в -45 градусов масло по испытаниям укладывается без проблем, заявлены и вовсе -60. По вязкости при низких температурах в контрольных точках (-30, -20, -10, 0 градусов) масло в целом сопоставимо с «Шеллом» - а вот при плюсовых температурах даже более жидкое, фактически на уровне «Мотюля». Но вот сравниться по защитным свойствам не то что с «Мотюлем», а и с прочими участниками рейтинга оно не может – ниже и индекс задира, и нагрузка сваривания. А ведь стоит Liqui Moly немногим менее, чем более удачный Motul: в итоге любитель «погонять» предпочтет добавить пару сотен за литр, а любитель сэкономить выберет более доступные масла, которые защитят трансмиссию ничуть не хуже. По результату трансмиссионное масло получается хоть и интересным в чем-то, но совершенно не привлекающим на фоне конкурентов, с какой точки зрения ни смотри.
Основные плюсы:
Очень хорошие низкотемпературные свойства
Экономия топлива
Минусы:
При высокой цене – ничем не выделяющиеся защитные свойства
Лучшие масла ATF
1. TOTAL Fluide XLD FE
На рынке «неоригинальных» масел ATF хорошо видно разделение на «европейские» (то есть имеющие допуски европейских производителей автоматических коробок, в первую очередь ZF) и «азиатские» (с допусками японских и корейских компаний). А вот французы выпустили на рынок универсальное масло, перечень допусков у которого подобен кителю Брежнева – оно может использоваться в автомобилях японского, корейского, европейского и американского производства. Низкая температура застывания, приличный индекс вязкости (что означает меньшее ее изменение в широком диапазоне температур) – то, что маслу для автоматической коробки передач как раз и нужно. Более того, по температурно-вязкостной «вилке» Total – это вообще одно из лучших современных «мультимарочных» масел ATF.Пакет присадок – на основе фосфора и бора, при этом их доля (как и содержание серы) в масле не так и высока – а это указывает на хорошее качество базового масла, которое не приходится «вытягивать» под нужные параметры присадками. Если к этому добавить еще и доступную цену, то неудивительно, что мы просто-таки обязаны отдать первое место Total.
Основные плюсы:
Отличная стабильность вязкости
Низкая коррозионная активность
Минусы:
Для «универсального» ATF по сути отсутствуют
2. Castrol Transmax Dexron VI Mercon LV
Второй представитель универсальных ATF в нашем рейтинге – от Castrol. Впрочем, допусков не от азиатских производителей у него всего два – от GM и Ford (те самые Dexron и Mercon), так что это все-таки больше «азиатское» масло. И оно, несмотря на более высокую цену, проигрывает Total по стабильности вязкости – а вот это автоматическая трансмиссия при морозах и больших нагрузках на жаре вполне даст почувствовать. Особенно с учетом того, что измеренная при независимых испытаниях температура застывания в -39 градусов при заявленных производителем -54 выглядит не очень приятно. Если бы мы говорили о масле конкретно для «японцев», свои плюсы бы у Castrol были бы – но, раз уж мы выбрали именно универсальные масла, то за меньшие деньги Total выглядит куда «крепче».
Основные плюсы:
Большой перечень допусков японских производителей
Хорошая стойкость к вспениванию
Минусы:
Не лучший индекс вязкости – соответственно, проигрыш Total на морозе и при повышенных температурах
Какое трансмиссионное масло лучше выбрать?
Для механических коробок передач и ведущих мостов все, в принципе, просто и оговорено общепринятым стандартом API:синхронизированные МКПП, в том числе совмещенные с дифференциалом на переднеприводных автомобилях, должны использовать масла класса GL-4.
Для гипоидных редукторов, где нагрузки в пятне контакта значительно выше, нужны специализированные масла с более высокими противозадирными свойствами – GL-5. В то же время коррозионная активность у таких масел выше, чем у GL-4, из-за чего их прямо запрещено использовать в синхронизированных коробках передач, где установлены бронзовые синхронизаторы.
В принципе, этим можно было бы и ограничиться: в коробку передач льем одно специализированное масло, в мост – другое. Но, естественно, появились и универсальные масла, которые обозначают то GL-4+, то GL-4/5, то GL-4/GL-5, а Liqui Moly и вовсе GL-4+ (GL-4/GL-5). По факту такие масла остаются обычными маслами типа GL-4, но с теоретически лучшей защитой при повышенных нагрузках, что позволяет их использовать и в мостах, и в коробках передач. Однако реальные испытания неоднократно показывали, что «универсальные» масла могут по основным трибологическим характеристикам ничем не выделяться на фоне «чистых» GL-4 – в нашем сегодняшнем рейтинге, как Вы видите, оторваться от общего ряда по защите шестерен при высоких нагрузках смог только Motul.
Что же до масел АКПП, то тут все сложно: единой стандартизации как не было, так и нет (даже распространенная классификация Dexron – это, по сути, допуски General Motors), так что совет будет один – или использовать «фирменное», или не оригинальное масло с конкретным допуском (обязательно указываемым в инструкции по эксплуатации автомобиля). Особенно это касается азиатских автомобилей, у которых требования трансмиссий к маслу достаточно специфические, и вдвойне – тех автомобилей, где вместо классической «гидромеханики» стоит вариатор.
В нашем рейтинге мы привели лучшие на сегодняшний день трансмиссионные масла. Найдите среди них своё.