Добро пожаловать! В этой статье мы подробно разберём, почему в последнее время, особенно с 2020 года, среди автовладельцев наблюдается настоящий бум по сдаче старых автомобильных катализаторов. Вы узнаете, что с ними делать, от чего зависит их стоимость и почему это может быть выгодно.
Что такое катализатор и зачем он нужен?
Каталитический нейтрализатор, или просто катализатор, — это ключевой элемент выхлопной системы современного автомобиля. Его основная задача — экологическая. Он очищает выхлопные газы, преобразуя опасные для здоровья человека и окружающей среды соединения (такие как угарный газ, углеводороды и оксиды азота) в менее вредные вещества.
Секрет ценности: драгоценные металлы внутри
Со временем катализатор выходит из строя: его внутренняя керамическая или металлическая сотовая структура может разрушаться или засоряться. Это приводит к ухудшению работы двигателя и необходимости замены узла. Однако старый катализатор — это не просто мусор, а настоящая «рудная жила» в миниатюре. Всё дело в том, что для каталитической реакции в его производстве используются редкие и дорогие металлы платиновой группы.
Чаще всего в катализаторах применяют:
- Платину;
- Палладий;
- Родий.
На фото: внутреннее строение катализатора — керамические или металлические соты, покрытые слоем драгоценных металлов.
Цены на эти металлы на мировом рынке зачастую превышают стоимость золота, что и объясняет финансовую привлекательность сдачи отработавших деталей. Важно отметить, что самостоятельные попытки извлечения металлов бессмысленны и опасны — их содержание невелико, а для аффинажа требуется сложное лабораторное оборудование.
Основные типы катализаторов
Катализаторы можно разделить на две большие категории: автомобильные и промышленные. Автомобильные, в свою очередь, бывают двух видов:
- Керамические. Наиболее распространённый тип, который часто устанавливается на иномарки (японские, немецкие, корейские). Именно в них содержится основная доля ценных металлов.
- Металлические. Имеют более прочную конструкцию, встречаются на автомобилях российского производства и некоторых европейских моделях. Содержание драгметаллов в них, как правило, ниже.
Промышленные катализаторы имеют гранулированную форму и используются на производствах для очистки выбросов в трубопроводах и технологических установках.
От чего зависит цена при сдаче?
Точную стоимость вашего катализатора можно узнать только после экспертизы в специализированной лаборатории. На итоговую цену влияет несколько ключевых факторов:
- Остаточное содержание драгоценных металлов. Лабораторный анализ покажет, сколько платины, палладия или родия осталось в сотах после эксплуатации.
- Тип и объём двигателя. Как правило, чем больше рабочий объём двигателя автомобиля, тем крупнее и богаче катализатор, так как ему нужно очищать больше выхлопных газов.
- Вид катализатора. Керамические от иномарок обычно ценятся выше металлических.
Таким образом, сдача старого катализатора — это не только способ избавиться от ненужной детали, но и возможность получить материальную компенсацию благодаря ценному сырью, скрытому внутри.


