В 1957 году на американском авторынке появился уникальный автомобиль — Rambler Rebel. Этот ограниченный серийный хардтоп, оснащённый мощным 327-кубовым V8 от AMC, развивавшим 255 лошадиных сил, неожиданно стал самым быстрым седаном в США, опередив многих именитых конкурентов.
Успех Rebel кажется ещё более впечатляющим, если учесть скромный бюджет и непростые обстоятельства, в которых создавалась эта модель.
Рождение идеи в условиях жёсткой экономии
В середине 1950-х American Motors Corporation (AMC) находилась в сложном финансовом положении. Генеральный директор Джордж Ромни, стремясь вывести компанию в плюс, принял непростое решение: свернуть разработку новых крупных моделей Hudson и Nash и сконцентрировать все ресурсы на новом Rambler, выпуск которого был перенесён на 1956 год. Денег катастрофически не хватало, поэтому линейка кузовов была ограничена лишь самыми популярными — четырёхдверными седанами и универсалами. Чтобы добавить моделям привлекательности, дизайнеры создали версии с жёсткой крышей (хардтоп) в модной отделке Custom. Этот ход оказался удачным, и Rambler 1956 года был хорошо принят публикой.
Конструкция кузова этих машин, лишённого центральной стойки, была дополнительно усилена в порогах, боковинах и дверных стойках для обеспечения жёсткости.
Гениальная импровизация: седан с двигателем от флагмана
Из-за бюджетных ограничений дизайн Rambler на 1957 год почти не изменился — лишь обновили решётку радиатора и отделку. Однако главным новшеством стал дебют собственного V8 от AMC объёмом 250 кубических дюймов. В то же время для старших моделей Nash и Hudson был разработан более мощный 327-кубовый двигатель. Тогда у кого-то в AMC возникла смелая идея: установить этот большой мотор в компактный четырёхдверный хардтоп Rambler Custom. Получился бы стильный и невероятно быстрый автомобиль, настоящая «звезда» модельного ряда. Эта формула — компактный кузов с двигателем от полноразмерной модели — позже станет классической для маслкаров 1960-х. Удивительно, но даже экономный Джордж Ромни дал добро на производство, правда, строго ограниченной партией.
Платформа Rambler изначально проектировалась с расчётом на установку новых двигателей AMC V8, поэтому замена 250-кубового агрегата на 327-кубовый прошла без проблем. Новый силовой агрегат для Rebel выдавал 255 л.с. при 4700 об/мин и колоссальный крутящий момент в 345 фунт-фут уже при 2600 об/мин. Всего было выпущено 1500 экземпляров, и покупателям предлагался выбор между трёхступенчатой механической коробкой передач T-85 с повышенной нагрузкой и автоматической Hydra-Matic от General Motors.
Технические доработки для укрощения мощности
Чтобы справиться с возросшей мощностью, подвеска Rebel была серьёзно доработана. Автомобиль получил усиленные регулируемые амортизаторы, более толстые стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади, а также фланцевые тормозные барабаны для улучшенного охлаждения.
American Motors подготовила специальную рекламную брошюру для этого ограниченного выпуска.
Узнаваемый и сдержанный стиль
Для Rebel был выбран единственный цвет — серебристо-серый металлик, названный Rebel Silver. Его эффектно оттеняла боковая накладка из анодированного алюминия бронзово-золотого оттенка с надписью «Rambler Rebel». В стандартную комплектацию входили специальные колёсные диски, а массивная хромированная решётка радиатора добавляла передку солидности.
Подготовка к тест-драйву для журнала Motor Trend. Для безопасности диски были сняты.
Стилистически Rebel был очень чистым и современным автомобилем. Дизайнеры AMC убрали массивные «плечи», характерные для машин 1950-х, чтобы максимизировать внутреннее пространство. Целью было предложить салон полноразмерного автомобиля в компактных габаритах. Крупные колёсные арки демонстрировали 15-дюймовые колёса, а задние стойки с обратным наклоном стали фирменным штрихом, который позже скопировали конкуренты.
Отсутствие центральной стойки компенсировалось усиленными элементами кузова, что обеспечило отличную сохранность геометрии даже спустя годы. Стандартная заводская грунтовка помогла многим экземплярам избежать серьёзной коррозии.
Два ключевых инженера AMC, ответственных за успех Rebel: Джим Мур (слева) и Карл Чакмакян, объединённые любовью к автоспорту.
Роскошь и оснащение
Салон Rebel предлагал всё лучшее для своего времени: ковровое покрытие во всю длину, перфорированную обивку потолка, знаменитые откидные сиденья AMC из пеноматериала, часы, радио с задней антенной, гидроусилитель руля и тормозов, обогреватель, фонари заднего хода и многое другое.
Для привлечения внимания к модели AMC также выпустила почтовые открытки.
В качестве опций предлагались кондиционер, тонированные стёкла Solex, скоростные шины и запасное колесо в стиле «континенталь». Большинство покупателей выбирали хорошо оснащённые версии: 1031 автомобиль из 1500 был с автоматом, 914 — с запасным колесом «континенталь», а 731 — с тонировкой. Кондиционер, однако, заказали лишь 83 человека.
Имя, достойное легенды
Для нового автомобиля выбрали звучное имя — Rebel («Мятежник»). Возможно, оно отсылало к знаменитому гонщику NASCAR Фрэнку «Мятежнику» Манди, который ранее выступал за команды Nash и Hudson.
Rebel 1957 года проходит испытания на полигоне AMC в Висконсине. Подвеска была специально доработана, чтобы справиться с мощностью 327-кубового V8.
Неоспоримое лидерство в скорости
Rambler Rebel был официально представлен как самый быстрый седан Америки. Его время разгона до 100 км/ч составляло всего 7,5 секунды. Для сравнения: Chrysler 300C показал 7,6 секунды, Studebaker Golden Hawk — 8,7 секунды, Ford Thunderbird — 8,0 секунды. Rebel обошёл даже такие легенды, как Plymouth Fury (8,0 с) и Pontiac Tri-Power (7,9 с). Единственным американским автомобилем, оказавшимся быстрее, стал Corvette с системой впрыска топлива (7,0 с), но он был спортивным родстером, а не седаном.
Эпилог: яркая, но короткая история
К сожалению, 1957 год стал единственным для Rebel в его первоначальном, «бунтарском» воплощении. Уже в 1958-м название Rebel перешло на обычные Rambler с V8, которые, хотя и были быстрыми, уже не могли сравниться с ракетным ускорением модели 1957 года. AMC надолго сосредоточилась на экономичных автомобилях и вернулась на рынок высоких производительности лишь в 1968 году с моделями Javelin и AMX. Но история о том, как небольшая компания с ограниченным бюджетом создала самого быстрого «семейного» гонщика Америки, навсегда осталась в анналах автопрома.